К юбилею
Софьи Головкиной
Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения выдающейся личности, балерины Большого театра, ректора Московского Академического Хореографического Училища, педагога, воспитавшего не одно поколение прекрасных балерин — Софьи Николаевны Головкиной.

No Fixed Points благодарит внучку Софьи Николаевны хореографа Софью Гайдукову за предоставление архивных семейных фотографий и за помощь в подготовке материала.

Вступительный текст — Вита Хлопова
Каждый ученик МАХУ, а позднее и МГАХа, хорошо помнит эту невероятную женщину. Всегда в строгом костюме, с неизменно красивой укладкой, Софья Николаевна была душой училища. Когда она шла по коридору, казалось, замолкало все вокруг. Когда она заходила в репетиционный зал, замирало сердце, и дышать становилось труднее. Ее боялись. Ее боготворили. Ее ненавидели. Но не это ли нормальные эмоции к человеку такой силы духа, который (и это понимаешь десятилетия спустя) смог сотворить невозможное в сложнейшие для страны времена.

Я училась в училище в 90-е, и я была одной из тех, у кого пропадал голос и способность разговаривать при появлении Софьи Николаевны рядом. Помню, однажды приехала съемочная группа и отловила меня в коридоре для интервью. Я настолько была потрясена всем, что, кроме «Софья Николаевна, наш любимый ректор. Наш ректор-проректор», выдавить из себя ничего не смогла.

30 сентября всегда был особым днем в училище. День ее рождения. Именины. День, когда впервые за учебный год все мы выходили на сцену школы в праздничном концерте. «Масюрики», как она нас называла, тряслись за кулисами, повторяя движения из «Суворовцев», а заодно с придыханием смотрели на учеников старших классов, разогревающихся на самые настоящие балетные номера.

Так вышло, что много лет спустя я стала преподавать в ГИТИСе, где в списке моих студентов я увидела Софью Гайдукову. Соня училась на год или два младше меня в училище, но там мы не пересекались, так как нам всем тогда казалось, что она — небожитель. (Почитайте наш невероятный разговор, который я записала несколько лет назад, чтобы понять, что все было совсем не так). А теперь я читала ей лекции. Но она, как востребованный хореограф, появлялась на них нечасто, зато экзамены все сдавала превосходно. Природная любознательность и талант делали свое дело. А вот после ГИТИСа мы сдружились, чем сейчас я и воспользовалась, попросив Соню предоставить мне для материала редкие фотографии из семейного архива.

Меньше всего хочется писать статью-биографию с перечислением всех регалий. Хочется просто еще раз вспомнить о невероятной судьбе Софьи Николаевны и мысленно поблагодарить её еще раз за все, что она сделала для преподавания классического танца в нашей стране. А еще я благодарю Соню за рассказ о своей бабушке.
А вы знали, что первым мужем Софьи Головкиной был Фёдор Васильевич Лопухов — легендарный советский хореограф, интеллектуал, который о балете знал практически всё?

Лопухов приехал в Москву переносить балет «Светлый ручей» в Большой театр, и став на должность художественного руководителя балета, познакомился с молодой балериной, работающей в театре, Софьей Головкиной. Лопухов был старше её на 29 лет, но, вполне вероятно, что он заметил творческий потенциал и талант в молодой артистке. Он взял над Головкиной шефство и подготовил с ней все ведущие и сольные партии, которые она в дальнейшем танцевала в Большом.

Федор Лопухов
В балете «Светлый ручей» Головкина исполняла партию Классической танцовщицы.
Одной из партий, которую Головкина готовила с Лопуховым была партия Никии из балета «Баядерка». Он учил Головкину особой грации, утончённой гибкости тела. В архивах была найдена запись монолога Никии в исполнении Головкиной, где она танцует на ВДНХ, прямо на улице, на асфальте.
Брак Головкиной с Лопуховым продлился недолго, но они поддерживали дружеские отношения. Фёдор Васильевич неоднократно приезжал в Москву. Головкина, уже будучи директором Московской академии хореографии, приглашала Лопухова читать лекции и смотреть уроки, советовалась с ним по педагогическим вопросам.
Последним подарком, полученным от Лопухова в период брака, была камея. Софья Николаевна не расставалась с этим украшением до конца своей жизни, носила её каждый день, всегда и везде. На любой фотографии, в молодости или уже в зрелом возрасте, везде Головкина с «лопуховский» камеей, которая стала талисманом на всю её жизнь.

Софья Головкина с Федором Лопуховым и Владимиром Васильевым
«Камея, которую вы видите у
меня на груди,
 — подарок моего первого мужа. Это антикварная вещь и мой талисман»— рассказывала она
Софья Николаевна Головкина родилась в Москве 30 сентября 1915 года. Мать, Ираида Павловна Головкина-Воронцова, работала на Трёхгорной мануфактуре ткачихой. Отец, Николай Алексеевич Головкин, работал в институте ЦАГИ.

В семье никто не был связан с театром, Софья Николаевна сама захотела пойти учиться балету. Ираида Павловна отвела маленькую Соню в балетную школу при Большом театре, которая тогда находилась на Пушечной улице,
В результате Софья Николаевна оказалась одной из самых сильных учениц на курсе. Выпускалась она по классу педагога Александра Ивановича Чекрыгина. (Чекрыгин родился в Санкт-Петербурге, учился в Петербургском театральном училище у педагогов П. Карсавина, Н. Легата и А. Ширяева).

Таким образом Головкина училась в московском училище, но выпускалась у педагога с абсолютно питерскими корнями, который в свою очередь учился у величайших педагогов Петербургского театрального училища. Головкина с отличием оканчивает школу в 1933 году поступает на работу в Большой театр.
«После окончания училища меня сразу приняли в Большой театр, где как раз в день своего рождения — 30 сентября — я получила свою первую в жизни весьма приличную зарплату, которая привела в недоумение родителей: „Откуда такие огромные деньги?“. Ираида Павловна (мать) не поверила, что Соня могла получить эти деньги за работу артисткой, взяла её за руку и повела в бухгалтерию Большого театра, где спросила: „Что это такое? Откуда такая сумма?“. В бухгалтерии театра Ираиде Павловне ответили, что по штатному расписанию эти деньги положены артистке балета Софье Головкиной. Только после этого мама поверила Соне, они вместе отправились на рынок, где купили виноград „Дамские пальчики“ в решете». Эту историю Головкина часто рассказывала своим ученицам.

Софья Головкина
Балерина
За время работы в театре Головкина перетанцевала огромное количество ролей:

 — Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля, хореография А. Горского)
 — Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке Ф. Лопухова, 1935 г.)
 — Раймонда («Раймонда» А. Глазунова, хореография А. Горского, 1936 г.)
 — Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского в постановке А. Мессерера, А. Чекрыгина, 1937 г.)
 — Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, постановка Е. Долинской по А. Горскому, Л. Иванову, хореография 4-го акта А. Мессерера, 1937 г.)
 — Кукла Фуэте («Три толстяка» В. Оранского, хореография И. Моисеева, 1938 г.)
 — Па де труа («Лебединое озеро», хореография А. Горского, 1939 г.)
 — Принцесса Флорина («Спящая красавица», 1939 г.)
 — Светлана («Светлана» Д. Клебанова, хореография Н. Попко, Л. Поспехина и А. Радунского, 1940 г.)
 — Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1940 г.)
 — Нимфа («Иван Сусанин», хореография Р. Захарова, 1940 г.)
 — Маша-принцесса («Щелкунчик» П. Чайковского в постановке В. Вайнонена, 1940 г.)
 — Никия («Баядерка» Л. Минкуса, хореография А. Горского, В. Тихомирова, 1943 г.)
 — Диана Мирель («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке В. Вайнонена, 1947 г.)
! За исполнение роли Дианы Мирель в балете «Пламя Парижа» Бориса Асафьева, она была удостоена Государственной премии СССР.
 — Царь-девица («Конек-горбунок» Ц. Пуни, хореография А. Горского, 1948 г.)
 — Волшебная дева (опера «Руслан и Людмила» М. Глинки, хореография Р. Захарова, 1948 г.)
 — Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография А. Горского, 1949 г.)
 — Царица бала («Медный всадник» Р. Глиэра в постановке Р. Захарова, 1949 г.)
 — Мирандолина («Мирандолина» С. Василенко в постановке В. Вайнонена, 1949 г.)
 — Тао Хоа («Красный мак» Р. Глиэра, хореография Л. Лавровского, 1950 г.)
 — Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова, 1950 г.)
 — Персидка (опера «Хованщина» М. Мусоргского, хореография С. Кореня, 1951 г.)
 — Хозяйка Медной горы («Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева в постановке Л. Лавровского, 1954 г.)
 — Вакханка (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского, 1955 г.)
 — Параша («Медный всадник», 1955 г.) и др


Жизнь Софьи Николаевны Головкиной на сцене — целая эпоха. Можно вспомнить, что начинала она танцевать, когда завершала свой сценический путь прославленная балерина Екатерина Гельцер, а закончила, когда на сцену уже вступила ученица Софьи Николаевны — Наталья Бессмертнова.

Партии в исполнении Головкиной получали яркое неординарное истолкование. В первую очередь их отличала бравурность, отточенность танцевальной техники, её мажорное звучание. Поэтому особенно близки балерине были героические и комедийные партии. В первые годы, отдавая дань времени, балерина увлекалась чисто танцевальной стихией, виртуозностью. С накоплением опыта, артистического мастерства Головкина подчиняла танцевальные техники задаче создания сценических образов.
Головкину называли «Королева фуэте». Она могла могла скрутить 100 фуэте на одном месте, а газеты писали, что Головкина крутит фуэте на почтовой марке.
Через много лет ученица Головкиной Галина Степаненко повторила рекорд своего учителя и исполнила на сцене сто фуэте.
(На втором видео Степаненко в спектакле Академии «Коппелия»)
В конце ноября 1943 года Головкина по приглашению Сталина выступает в Иране на Тегеранской конференции в концертной бригаде вместе с Э. Гилельсом и Л. Коганом, где танцует свою любимую партию Раймонды.
На первом праздновании Дня артиллерии в 1944 году Головкина познакомилась со своим будущим мужем — генералом-лейтенантом, партийным и военным организатором работ по ракетной и космической технике Львом Михайловичем Гайдуковым.


Вскоре у них родился сын Володя. В то время это была большая редкость для балерины, уйти со сцены и родить. Не все балерины шли на такой шаг, жертвуя карьерой. Через несколько месяцев после рождения сына Головкина вернулась на сцену.

Софья Головкина со Львом Гайдуковым
После завершения балетной карьеры Софья Головкина вернулась в родное училище на Пушечной улице уже директором и педагогом. По ее инициативе было создано новое великолепное здание на 2-ой Фрунзенской улице с 20 балетными залами, своим учебным театром, интернатом и музыкальными аудиториями.

С 1960 по 2001 год Головкина руководила училищем, которое при ней стало Академией. За это время из нее было выпущено большое количество артистов балета, многие из которых стали мировыми звёздами балета (Николай Цискаридзе, Владимир Малахов, Сергей Филин, Михаил Лавровский, Михаил Мессерер, Юрий Владимиров, Илзе и Андрис Лиепа, Алексей Ратманский, Екатерина Шипулина, Светлана Лунькина, Наталья Ледовская и др)
Среди её учениц были Наталья Бессмертнова, Нина Сорокина, Мария Александрова, Галина Степаненко, Надежда Грачёва, Марина Леонова, Мария Аллаш, Светлана Романова, Полина Семионова, Мария Кочеткова и др.
По приглашению Головкиной в училище часто приезжали известные хореографы с мастер-классами и визитами. Так, училище посещали Алисия Алонсо и артисты Кубинского балета, артисты New York City Ballet, Леонид Мясин, Джером Роббинс, Ролан Пети, Пьер Лакотт, Клод Бесси и артисты труппы Opera de Paris, Морис Бежар и др.
МАХУ-МГАХ также часто посещали известные политические деятели, жены президентов, артисты и актеры.

Среди них Николай Рерих, Агния Барто, Ромола Нижинская, импрессарио США Сол Юрок, Марлен Дитрих, Королева Испании София, Майкл Джексон и др.
До войны Головкина ещё была Ворошиловским стрелком. Во время войны она не только танцевала для бойцов вместе с концертными бригадами, но и сбрасывала «зажигалки», дежурила на крыше БТ вместе с другими артистами.
Софья Николаевна стала автором фильма «Основы классического танца» (Центрнаучфильм).
Награды
В 1942 г. получила звание «Заслуженная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
В 1947 г. — Сталинскую (Государственную I степени) премию.
В 1962 г. — звание «Народная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
В 1973 г. — «Народная артистка СССР». В 1995 г. была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
В 2001 г. получила приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Мэтр танца»).
Награждена двумя орденами Трудового Красного знамени (1965 г., 1971 г.), Орденом Дружбы народов 1976 г.) и Орденом Октябрьской революции (1985 г.). Награды
В 1942 г. получила звание «Заслуженная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
В 1947 г. — Сталинскую (Государственную I степени) премию.
В 1962 г. — звание «Народная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
В 1973 г. — «Народная артистка СССР». В 1995 г. была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
В 2001 г. получила приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Мэтр танца»).
Награждена двумя орденами Трудового Красного знамени (1965 г., 1971 г.), Орденом Дружбы народов 1976 г.) и Орденом Октябрьской революции (1985 г.).