Еще одно таинство, которое осталось неразгаданным, работа Марселя и Марии Нуриевых ― ДӨР. Здесь в камерном пространстве, ограниченном домашним ковром, перед зрителями, расположенными неправильными рядами, Марсель и Мария в танце воплотили узоры ковра, наполненными символами, метафорами, аллюзиями. Это настоящий ритуал-повествование, в котором рассказ ведется движениями рук, сопряжением корпуса, шагами, прыжками, толчками, втаптываниями, дыханием, соприкосновением. ДӨР, при всей мистичности, ритуальности и интуитивности ― невероятно точная, упругая конструкция, которая за счет движения, звука, амплитуды, внутренней драматургии ни на секунду не теряет внимание аудитории.
Танцующие рассказчики уверенно ведут зрителя через историю рождения узора: возникающее в воздухе легкое движение пальцев ― черта, стежок или росток ― наполняют жизнью, доводят до образов растений-оберегов, животных-тотемов, устрашающих звучащих богов, создают вселенную первобытного эпоса и редуцируют обратно, в тонкую нить, вплетенную в покрывало, ковер, колыбельную, укрывающую от всего внешнего и сохраняющую память былого.
Современный танец Татарстана стал еще одной мощнейшей точкой танцевальной энергии. Проекты театральной площадки MOÑ, творческого объединения «Әлиф», работы Марселя и Марии Нуриевых, Нурбека Батуллы, Айсылу Мирхафизхан и многих других авторов в сотворчестве с танцовщиками, музыкантами, поэтами становятся примерами настоящего синкретического искусства, в котором составляющие действа существуют и развиваются неразрывно друг от друга. Татарский современный танец крепко стоит на родной земле, опираясь на свои традиции и память, и при этом он актуальный, современный, бесконечно и свободно играющий с формами, приемами и говорящий о том, что болит, о том, что нужно переосмыслить.
Итак, «Золотая маска» вновь и вновь проявляет тенденции танцевального искусства. Нам остается лишь их назвать и, по возможности, оберегать.