рецензия
«Но человеком быть обязан»
Весна — дама стремительная, все течёт и меняется. Да так, что и не заметить, как конец марта случился 1,5 месяца назад, а в нем фестиваль «Work in progress» в Санкт-Петербурге.
Те, у кого работы были «в процессе», уже скоро покажут полноценные спектакли.
А пока вспомним, как это было на начальном этапе постановочного процесса.

Из Петербурга — Алевтина Грунтовская
Фото — Евгения Анисимова, Оксана Васько, Екатерина Бондарь
Во главе угла — человек. Стоит и смотрит на все, что происходит на площадке с четырьмя работами формата «work in progress». Этот формат, объединивший Санкт-Петербургских хореографов, оказывается особенно актуален в последнее время. Получается так, вероятно, по причине, которую хорошо обозначают создатели этого фестиваля — возможность уловить художественный диалог режиссера со зрителем до премьерного показа.
Ролан Барт сказал, что автор умер, но вот о воспринимающей стороне ещё можно бы поговорить. Удивительный гуманизм появляется в зародыше мыслей современных отечественных хореографов: «Нам важно, как вы отнесётесь к нашим идеям». Отнеслись, конечно, по-разному, однако, интересен большой ажиотаж вокруг этого фестиваля. Посмотреть хотя бы на количество пришедших зрителей, которых в таком объеме площадка «Скороход» давно, кажется, не видела («Baby blues» 8 марта в счёт не берём — прим. авт.). Рассадка зрителей была не только фронтальной, как заведено, но и были места по периметру: благо, «Скороход» на это и рассчитан.

«Чувствую, что пришли не только наши друзья, но и многие интересующиеся современным танцем», — говорит вначале соорганизатор фестиваля «Work in progress», режиссёр Сергей Медведев.
Первая постановка принадлежала именно ему. Сквозь решетку видны тела, настороженность вмешивается в пространство. Ступни, кисти, головы — части тела будут в своём движении доходить до конвульсий, но пока: раскрытые ладони и звук их соприкосновения с полом. Вдохновлённая романом Франца Кафки «Превращение», постановка изначально пронизана мрачностью. Литературная основа задает, пусть и нечеткий в данном случае, но все же сюжет.

Биомасса тел вместе с честным и старательным центральным исполнителем оживает, уже наглядно поднимая за собой тему изменения и деформации. Правда, это превращение происходит не всегда ощутимо. Не ясны некоторые драматургические переходы постановки, в то время, как однородная музыкальная тема заставляет скучать. Однако в этой работе видна стилистика физического театра компании «PG project». Прозвучавшая год назад постановкой «Чума», компания рассуждает на тему человека среди других людей. Мрачный взгляд на поведенческие модели помогает выстраивать рисунки и разрезать пространство.
Второй следовала постановка «Ветер» хореографа Ксении Михеевой. Пожалуй, самая законченная и цельная из всех представленных. Сложное и динамичное световое оформление, вспышки и затухания на протяжении всех 40 минут погрузили в ощущение, как это ни странно, кинематографа. Монтажное соединение всех обрывочных историй даёт представление о пустыне, где мечется ветер. Технически сильные и оснащённые необходимым телесным и эмоциональным арсеналом танцовщики со всей скрупулезностью исполняли далеко не простой хореографический материал. Множественные слайды, поддержки, «наверченный» партнеринг, высокие ноги и туры (не меньше двух) — уже давно прорисованная техника екатеринбурженки Ксении Михеевой. Но если в этой работе можно было говорить о точности и ясности понимания происходящего, о гармоничном соотношении формы и содержания, то в двух последующих постановках это, пожалуй, сделать было бы сложно.
«Негласная тема «человек», «поведение», «поступки» плавно перетекла к теме «самообмана». Эту часть фестиваля «work in progress» можно было бы назвать «Немного об абсурде», но оригинальным названием постановки стало — «Обмани себя». Здесь и несовпадение движенческого материала с распространённым музыкальным, и полная буффонада в кульминации — так, что уже не понять, в чем идея. Но не увидеть юмор и иронический взгляд на исследуемый объект, которых зачастую не хватает в работах отечественных хореографов, в постановке Любови Якшовой и танцевальной компании «Tesota» было бы неправильно.
Исключительный энтузиазм и готовность работать «за воздух», только бы случилось движение — уникальное явление в современном мире.
На третьем часу фестиваля, когда пришло время заключительной постановки от компании STAGE DFT «Принцип нутрикулы», зрителей в зале несколько поубавилось. Архетипы, взгляды сверху, обобщения — приемы для современных постановок актуальные, однако, трудновыполнимые. Сопряженность с реальностью здесь должна быть очень тонкой, чтобы зрителя зацепило, чтобы можно было улыбнуться, но не потонуть на этом моменте. В работе «Принцип нутрикулы» была попытка учесть этот момент, однако, успехом она не увенчалась. Четкость восприятия зрителем основного посыла теряется в множественности побочных идей постановки и затянутых сценах.

Верное руководство фразой: «краткость — сестра таланта», — здесь подошло бы как нельзя лучше.

В целом же, антропоцентричность всего происходящего на Петербургской танцевальной площадке завораживает. Исключительный энтузиазм и готовность работать «за воздух», только бы случилось движение — уникальное явление в современном мире. Однако все-таки уровень местечковых однодневных фестивалей стоит повышать, а мир вокруг человека — совершенствовать.

Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку
Только лучшие материалы месяца
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Помочь проекту
Если вам нравится No fixed points, и вы хотели бы помочь ему и дальше развиваться, то мы были бы признательны вашей помощи
Made on
Tilda