история
Van Cleef&Arpels
Второй материал о «Драгоценностях» Джорджа Баланчина посвящен коллаборации хореографа с легендарным Домом Van Cleef&Arpels

Текст — Вита Хлопова
50 лет назад появились «Драгоценности» Джорджа Баланчина. Все знают, что ювелирный дом Van Cleef&Arpels имеет каким-то образом отношение к этому балету. Мы попытаемся рассказать, какое именно.
В 1961 году Джордж Баланчин знакомится с Клодом Арпельсом, главой знаменитого ювелирного дома. С того самого момента он мечтает создать балет о драгоценностях.
И только у него изящно получилось выразить в драгоценных камнях историю своей жизни. И главное, выразить в них любовь ко всем этапам его творческого пути.

Балет начинается «Изумрудами» — частью, посвященной романтической Франции, той Франции, где он жил, будучи артистом (часто практически нищим) знаменитых Дягилевских сезонов.

Клод Арпельс, Сьюзен Фарелл и Джордж Баланчин.
Photo courtesy of Van Cleef & Arpels
Затем идет Америка, воспетая в дерзких «Рубинах». Нотки джаза, синкопированная хореография и нетипичное для балета отсутствие «пачек» — «Рубины» станут самым неклассическим отрывком из «Драгоценностей», но, наверное, и самым ярким.

Заканчивается балет величественными «Бриллиантами», в которых Баланчин отдает дань уважения русской балетной школе, своему прошлому и бэкграунду. Конечно, эту часть нужно было ставить на музыку П. И. Чайковского — композитора, сыгравшего огромную роль в становлении того самого великого русского балета.
«Я люблю драгоценности, я ведь родом с Востока, грузин»

Джордж Баланчин
Но почему именно Ван Клиффы вдохновили Баланчина на создание целого балета, ведь на тот момент существовало несколько старейших ювелирных домов?

Van Cleef&Arpels были чем-то похожи на самого Баланчина: они сумели найти новое направление в старом деле.
Дети из двух богатых парижских семейств Ван Клиф и Арпельс — Альфред и Эстер (Эстель) — полюбили друг друга и поженились в 1895 году. В следующем же году возникает семейное акционерное общество Van Cleef&Arpels.
Настоящая слава и история компания начинается с момента, когда они открывают в 1906 году свой бутик на знаменитой вандомской площади, которая находится, к слову, в двух шагах от Парижской Оперы.
Там и проводит все свои свободные вечера брат Эстер — Луи. Он обожает балет, и именно ему принадлежит идея воплотить свой восторг в делах уже своей компании.
Так, в 1940-х годах в компании Van Cleef&Arpels появляются первые броши-балерины.
Ниже на иллюстрации вы можете увидеть эскиз 1941 года к модели «Danseuse espagnole», и уже саму брошь.

Estelle Arpels et Alfred Van Cleef, 1895
В 1944 ГОДУ БЫЛА СОЗДАНА брошь «Зорина».
Вера зорина была голливудской дивой и танцовщицей, и к тому же женой (одной из) джорджа баланчина.
А брошь, кстати, вы можете купить в аукционном доме Christies за $ 120 000−180 000.
К 40-летнему юбилею балета «Драгоценности», в 2007 году ювелирный дом создает новую коллекцию «Ballet précieux», где изумрудная брошь носит название «Héloïse», рубиновая — «Gloria», а бриллиантовая — «Sylvia»

Ювелирное искусство — оно как и искусство балета: грязная и кропотливая работа остается всегда за пределами наших глаз. Нам же представляют только ограненный, ювелирно исполненный, дорогостоящий результат.
Помочь проекту
Если вам нравится No fixed points, и вы хотели бы помочь ему и дальше развиваться, то мы были бы признательны вашей помощи
Made on
Tilda