Как заставить музу работать на себя
Издательство «Манн, Иванов и Фербер» довольно незаметно сделало всему танцевальному сообществу невероятный подарок: перевод двух книг американского хореографа Твайлы Тарп на русский язык.
Рассказываем, чем эти книги хороши, и почему их нужно прочесть даже тем, кто не знаком с её творчеством и современным танцем.
Твайла Тарп — невероятная женщина. Она  одна из самых успешных американских хореографов, обладатель кучи премий и званий, и, как оказалось, неплохой писатель.
Вы, вероятно, о ней могли и не слышать. Все-таки не Баланчин или Роббинс. Но вы точно видели ее работы: если не «In the upper room» в Большом театре несколько лет назад, то уж точно танец Барышникова под Высоцкого в фильме «Белые ночи».
Твайла Тарп начинала свои хореографические поиски в составе первого поколения танца постмодерн. Тогда, в 60−70-е годы, группа молодых артистов поставила под сомнение условность движения и все законы театральности.
Зачем создавать условности? Зачем сидеть в темном театре, если можно наблюдать за танцем в солнечном Central park в Нью-Йорке? Зачем тратить деньги на бессмысленные и дорогие костюмы, если можно танцевать в джинсах и футболке? Зачем ограничивать свое движение прямоугольником сцены, если можно выбирать себе парки, крыши, и даже стены зданий? Зачем ждать зрителей, если можно танцевать для себя?
Тогда эта группа прогремела на весь мир, но была одна-единственная проблема, о которой они по молодости мало задумывались: деньги. Без зрителей нет денег. Без денег рано или поздно ты сдашься и уйдешь туда, где есть театр, дорогие и бессмысленные костюмы, прямоугольник сцены и ежемесячная заработная плата.
Твайла Тарп оказалась одной из первых понявших утопичность этого направления, предательски уйдя в коммерческие проекты.

Твайла Тарп
Фото — (c)Tom Rawe
Она честно говорила, что у нее была своя труппа, у них — дети, а детям надо успеть накопить на колледж. Еще и ипотеки. Аренда зала. И повседневные расходы. Поэтому искусство искусством, но надо думать и о более приземленном.

Ей повезло: многие её проекты произошли с правильными людьми. Она поставила 16 балетов для одной из главных американских балетных трупп — American Ballet Theater, создала балет совместно с великим Джеромом Роббинсом (тем самым, что поставил «Вестсайдскую историю»). Она придумала хореографию для трех фильмов Милоша Формана («Волосы», «Регтайм» и «Амадей»).

Но главная её удача — это коллаборация с Михаилом Барышниковым. В 1974 году он третьим после Нуреева и Макаровой решил остаться за границей. Его феноменальный талант сводил с ума весь мир, но все-таки Барышников был интересен западной публике как великолепный классический танцовщик. Никто не ждал от него откровений в стиле современной хореографии. В Америке не было таких звезд классического балета, поэтому Барышников сразу занял нишу, которая существовала как будто специально для него.
Конечно, с его творческой жадностью, он постепенно стал бы работать с великими западными хореографами, но сколько бы на это ушло времени, сказать трудно. А тут, год спустя после приезда в Америку, он сам находит Твайлу Тарп и просит поставить на него номер. В результате  Михаил Барышников становится для американцев «своим» Misha Baryshnikov, а не беглым классическим танцовщиком, прыгающим виртуозные кабриоли. А Твайла Тарп — из молодого экспериментального хореографа превратилась в суперзвезду. Двойной профит.
«Михаил Барышников и я во всех смыслах были полными противоположностями. Выходец из России и уроженка Среднего Запада. Мужчина и женщина. Ученик классической школы и эклектик. В результате этого слияния родился новаторский, потрясающий стиль танца, не похожий ни на что из того, что каждый из нас мог бы создать в одиночку. <…> Барышников эмигрировал из России всего годом ранее, он был мегазведой, любимцем мировой публики. Если он появится в неудачном спектакле, его пощадят. Гнев аудитории падет на голову хореографа. Меня съедят заживо».

Твайла Тарп
Хореограф
Тарп написала три книги, некоторые из которых и по сей день являются бестселлерами по версии Нью Йорк Таймс.
Первая — Push comes to shove — еще не переведена на русский язык, но она написана в жанре автобиографии, что, скорее всего, любопытно будет лишь исследователям танца.
Вторая — Привычка к творчеству (Creative habit) — выдержала несколько изданий и подходит не столько хореографам, но всем, кто пытается найти способ поймать на подольше свою музу.
Если вы из тех, кто считает, что творчество — это не рутина, вы, по мнению Твайлы Тарп, глубоко заблуждаетесь. Творчество нужно приучить к тому, чтобы оно создавалось вне зависимости от настроения вашей музы. Если вы посмотрите распорядок дня любого крупного писателя или ученого, увидите, что на творчество они закладывали несколько часов, строго в одно и то же время, каждый день. Думаете, Моцарт был только гениален? Или многим обязан еще и тому невероятному тренажу, к которому его отец Леопольд приучил с самого детства?

Эту книгу нужно читать с карандашом, ведь вы захотите делать пометки, записать цитаты или практические советы. В книге полно упражнений, которые надо выполнить: от описания вашей творческой биографии (а это упражнение на самом деле сможет заменить поход к психотерапевту) до задания создать что-то на основе любой фразы, которую первую увидите (знаменитая песня Джорджа Харрисона «While my guitar gently weeps» написана как раз таким способом: он решил развлечься и написать песню, основанную на книге, которая первая ему попадется в доме матери). Когда вы закончите читать её, вы поймете, что многое не усвоилось, потому что Тарп даёт информацию очень концентрированно, не растекаясь в риторической воде.

И так не заметите, как «Привычка к творчеству» станет вашей настольной книгой.
Неважно: банкир вы, хореограф или врач. Все мы прокрастинируем. Все ждем у моря погоды. Все обещаем завтра начать новую жизнь. Твайла Тарп на своем собственном примере (а тут уже раздолье для «танцевальной» публики, так как попутно мы узнаем очень много интересных деталей из её творческой жизни) нам рассказывает, как сделать так, чтобы уже завтра вы приручили свою музу, начали жизнь с чистого листа и перестали ждать Нового года, чтобы уж теперь наверняка все изменить.
И если про то, как обуздать свою лень, мы изучили в «Привычке к творчеству», то в третьей своей книге — Привычка работать вместе — Твайла Тарп рассказывает о важном: как суметь сработаться с другими. Все мы — творческие индивидуальности, которых никто не понимает, но волею судеб мы обязаны принимать правила игры и сотрудничать. Издревле именно сотрудничество помогло нам выжить: наши предки забивали диких животных сообща, вместе выращивали овощи, вместе строили города. Поодиночке никто не выжил бы. Теперь, конечно, отмечает Твайла, время иное. Мы можем не выходить из своей квартиры, и в то же время руководить огромной компанией, мы можем читать лекции, не видя ни одного лица перед собой. Мы всё можем сами. Но не лучше бы объединить усилия и выжать из сотрудничества максимум пользы?

Твайла разбивает книгу на 8 глав, и очень чётко рассказывает о плюсах и минусах работы с людьми, с организациями (для нее это ABT, но вы можете взять любую крупную фирму), с обществом, с друзьями (спойлер: не нужно!). Как свести к минимуму дискомфорт в работе на расстоянии? (Тут Твайла приводит в пример свои постановки с Бобом Диланом и Билли Джоэлом).

Твайла Тарп, и это видно по её текстам, довольно жёсткая. Она не терпит бездарности, неуважения к своему времени или лени. Но при этом сквозь эти книги мы видим, «как закалялась сталь». Она сама до смерти боялась познакомиться с Джеромом Роббинсом, но набралась смелости, позвонила ему и сказала, что это какое-то досадное недоразумение, что они до сих пор не знакомы. Первый ужин сделал их друзьями. А потом они уже ставили вместе балет. Она рассказывает о том, что жутко требовательная и авторитарная, но при этом говорит, что если вы найдете себе идеального ассистента, относитесь к нему с уважением. Он — ваше продолжение, ваш помощник, но не ваша обслуга.
Но прежде всего, она требовательна сама к себе: ведь каждое день в 5 утра, она вызывает такси, чтобы до работы (где она будет танцевать и ставить хореографию) пару часов отзаниматься в спортзале. И не в каком-то модном месте, а в сугубо мужской качалке, где тренер Майка Тайсона будет учить её держать удар. А она в своих книгах обучает этому нас.
«Хорошо быть юным, сражаться за место под солнцем и не иметь ни гроша за душой — кажется, во всех мемуарах и автобиографиях этот период описывается как „лучшие годы жизни“. Подозреваю, что в большинстве случаев так и есть. Не потому, конечно, что приходится снимать квартиру в доме без лифта или питаться дешевой едой. Скорее, потому, что это время, когда все возможности открыты — нужно только выбрать. И успех зависит лишь от правильно поставленной цели и осознанности устремлений.»

Твайла Тарп
Хореограф
Издательство «Манн, Иванов и Фербер» подготовило сюрприз всем тем, кто хочет приобрести эти книги.
По промокоду — twyla — вы сможете получить 10%-ную скидку на любой формат книги (электронную или бумажную).
Срок действия скидки — до конца августа. Промокод вводить нужно рядом с ценой.
Приятного и полезного чтения!
Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку
Только лучшие материалы месяца
Made on
Tilda