— Дело не только в наличии и отсутствии профессионализма. По моему ощущению, в балете трудно состояться и вообще в него попасть, если ты отличаешься внешне, будь то цвет кожи, шрамы, протезы.
— Отличаешься от кого или от чего? В западных труппах царит разнообразие, жестких стандартов нет, да и в России нет ограничений по цвету кожи или по типу внешности танцовщиков. Это видно и в самарском театре.
Если говорить о классическом репертуаре, странно видеть посреди линии лебедей или сильфид танцовщицу с другим цветом кожи. Это имеет отношение к художественным правилам конкретного произведения, к историческому стилю, а не к расизму. Если изначально было так, а не иначе, это нужно оставить. Важно понять, чего мы хотим от балетного театра.
В балете может выступать и человек с протезом, в инвалидных креслах тоже танцуют. Вопрос в том, сможет ли такой танцовщик выполнить хореографическое задание — не важно о каком балете речь, старинном или новом. Не станет ли этот процесс мучительным для артиста и постановщика? Или мы стремимся только к тому, чтобы на сцене во что бы то ни стало выступил человек с протезом, и мы поставили галочку в этом пункте новых требований?