When Push Comes to Mariinsky
31 марта завершился XVIII Международный фестиваль балета «Мариинский». Зрителям он запомнится не только первой постановкой Push Comes to Shove в России, но и количеством приглашенных артистов, которые не смогли выступить в этом марте на сцене Мариинского театра.

Текст — Екатерина Баева
Фотографии — Ирина Туминене

Материал опубликован 19 апреля 2019 года
Действительно, казалось, что фестиваль преследуют какие-то «невстречи». Заранее снялась заявленная в «Жизели» Ольга Смирнова, сославшись на сильную занятость. Затем Мария Александрова уже в ходе подготовки спектакля получила обидную травму и, уехав в Москву в гипсе, не смогла выступить в «Легенде о любви». Вслед за ней, учитывая, как мало оставалось времени на репетиции с потенциальной новой партнершей, из «Легенды» исчез и Владислав Лантратов. Прямо перед премьерой постановки Юрия Смекалова «Концерт для контрабаса» на «Творческой мастерской молодых хореографов» травму получил Тимур Аскеров, и в его партии был вынужден выйти сам хореограф. Ходили слухи, что в «Лебедином озере», где долго не объявляли состав, выступит ветреный Дэвид Холберг — слухи не подтвердились: Национальный балет Нидерландов прислал своего молодого премьера Даниэля Камарго, в прошлом году уже выступавшего на Мариинской сцене с Ренатой Шакировой в «Дон Кихоте». Самая долгожданная участница фестиваля, Наталья Осипова, на Китри которой билеты разошлись буквально за пару дней, за два дня до спектакля тоже исчезла из афиши. Зрители запаниковали. Дальше были гадания, сомнения и переговоры, но, по официальной версии, ввиду травм других ведущих танцовщиц «Ковент-Гардена» и необходимости замены Наталью не отпустило в Петербург руководство. Заметно расстроенная прима обратилась к поклонникам через официальный аккаунт Мариинского театра в Инстаграме, принося свои извинения. Наконец, еще одна прима «Королевского балета», Лорен Катбертсон, в день спектакля попала в больницу чуть ли не прямиком из репетиционного зала, и в «Спящей красавице» не состоялось дуэта двух британских танцовщиков (Катбертсон и Ксандер Париш), которого тоже ждали с большим любопытством.
Виктория Терёшкина и Дарья Ионова в постановке Юрия Смекалова «Концерт для контрабаса»
Казалось бы, фестиваль испорчен, но на то он и «Мариинский», чтобы при любом раскладе сохранять хладнокровие, профессионализм и аристократичность. Как и в предыдущие годы, афиша фестиваля уже изначально не отличалась новизной и включала, в основном, стандартные хиты продаж — от классики вроде «Спящей красавицы» до блокбастера Баланчина «Драгоценности». (Кстати, репетировать Баланчина к фестивалю позвали самого Питера Мартинса, который на западе сейчас держится в тени, а в Петербурге как раз выводил из тени «Серенаду», при участии одной из знаменитых прим New York City Ballet Марии Ковроски.) И получилось, что череда травм и отмен только подтвердила уже известный факт: Мариинский балет сам по себе — это уже фестиваль балета. Своими штатными силами театр выставил составы, способные потягаться с любыми звездными гостями. Блистали солисты; кордебалет хладнокровно менял шопенки на пачки, цветочницы превращались в фей, и каждый вечер машина под названием Kirov Ballet отправлялась в бой — и непременно его выигрывала.
В «Легенде о любви» хотели было выпустить Чебыкину, но вовремя одумались, и вышла роковая красавица Екатерина Кондаурова, не уступающая темпераментом и грацией никакой восточной царице. Вместе с Екатериной Осмолкиной (Ширин) и Андреем Ермаковым (Ферхад) им удалось создать на сцене настоящую атмосферу томления тела и духа и добавить страсти в холодный мартовский день. Восточные страсти сменил бестелесный романтизм: прима Берлинской оперы Полина Семионова вместе с Кимином Кимом показали нежнейшую, очень трепетную «Жизель», где Полине удалось практически все, кроме как вытащить из волос заколки в сцене сумасшествия, ну, да и ладно.

Полина Семионова и Кимин Ким в балете «Жизель»
Полина Семионова и Кимин Ким в балете «Жизель"
Китри в злосчастном «Дон Кихоте» стала первая солистка Елена Евсеева, испытавшая, вероятно, немало волнения перед выходом на сцену в полный зал въедливо прищурившихся балетоманов, готовящихся упрекнуть ее за каждый недостаточно уверенный прыжок. Впрочем, в этот вечер от излишне дотошных специалистов Евсееву спас Владимир Шкляров: почувствовав, что сегодня он точно избавлен от роли простого «держателя балерины», Шкляров выдал потрясающего Базиля — озорного, лукавого, самоуверенного и бравурного. Не уступал ему и Эспада (Александр Сергеев), одним движением плеча заставлявший женскую часть аудитории привставать на своих стульях, что и говорить об Уличной танцовщице (Кристина Шапран).
Виктория Терёшкина и Даниэль Камарго в балете «Лебединое озеро»
Кстати, в рамках фестиваля Сергеев открылся для аудитории с новой стороны: в проекте «Творческая мастерская молодых хореографов» он поставил номер «Не вовремя», задействовав в качестве художника по костюмам и экс-балерину Мариинки Дарью Павленко. Владимир Шкляров также попробовал свои силы в постановке — в совместном проекте с Александром Челидзе на музыку современного композитора Бхимы Юнусова, и номер, творчески осмысляющий социальные проблемы современного общества, был совершенно не похож на классические «принцевые» партии, в которых зрители привыкли видеть Шклярова.

Владимир Шкляров и Анна Розанова в постановке «Шум мыслей»
В «Лебедином озере» была традиционно безупречна Виктория Терешкина, которая после ухода со сцены главного лебедя всего русского балета уверенно воплощает и нежность Одетты, и коварство Одиллии, пускай и без узнаваемых, едва заметных наклонов головы, которые когда-то превращали «белое адажио» в Петербурге в событие поистине религиозного масштаба. Даниэль Камарго, своим Базилем не вызвавший когда-то в публике особенного пиетета, оказался очень достойным Зигфридом — юным, серьезным и благовоспитанным, по-настоящему влюбленным и очень искренне кающимся. В гала-концерте Камарго с партнершей из родного театра стильно исполнили уже известный петербургскому зрителю «Сарказм» Ханса ван Манена, а 14 апреля ему предстоит еще раз попробовать покорить «Дон Кихота», на этот раз уже с Викторией Терешкиной в роли Китри.
На замену в «Спящей красавице» вышла Олеся Новикова, и можно было наблюдать плохо скрываемое ликование среди зарубежных гостей фестиваля: все-таки лучше Принцессы Авроры сейчас трудно найти. Да и весь состав многоактного балета-феерии выступил на высоте, чего стоили одна Фея Карабос в исполнении Ислома Баймурадова и Кошечка Яны Селиной. Пожалуй, только Ксандер Париш в динамике чуть проигрывал себе самому: на статного танцовщика можно часами любоваться через объектив фотоаппарата, а вот магии на сцене, в движении, все никак не получается.
Филипп Стёпин в постановке Твайлы Тарп Push comes to shove
Однако главный интерес для изголодавшейся по новинкам публики, конечно, представлял спектакль Push Comes to Shove Твайлы Тарп, открывавший фестиваль в рамках двух «Вечеров американской хореографии». Не только определить стиль, но даже перевести название работы уже непросто. «Дело доходит до драки»? «Когда припрут к стенке»? «В критический момент»? В театре решили не мучиться и просто вывели на афишу оригинальное название. Тарп ставила работу в 1976 году на Михаила Барышникова, и Кимин Ким, солист первого состава Мариинской постановки, конечно, понимал, что сравнения неизбежны. Ким — одна из главных звезд современной Мариинки. Легкий и прыгучий, он сначала завоевал сердца зрителей своим трепетным отношением к классике (и виртуозными вращениями), а теперь пытается найти себя в новом качестве — и у него это, похоже, получается.

Филипп Стёпин и Елена Евсеева в постановке Push comes to shove
Не стараясь копировать великого «Мишу», Ким, тем не менее, выдал публике такого артистичного хулигана и сибарита, что критики, видевшие в нем только принца с эмоциональным диапазоном, как у чайной ложки, должны быть посрамлены. Филипп Степин, выступавший во второй день, тоже явно получал от хореографии удовольствие, хотя и не смог, по-видимому, по-настоящему расслабиться и танцевать без оглядки на эталоны и идеалы. Кордебалету в новой для себя хореографии не совсем удалось скинуть с себя оковы петербургского академизма, но витальные Татьяна Ткаченко и Мария Буланова, обе с озорными джазовыми кудрями, смотрелись на сцене очень органично.

«Вечер американской хореографии» и Push Comes to Shove с Кимином Кимом откроет также и следующий масштабный фестиваль Мариинского театра, «Звезды белых ночей», 22 мая 2019 года, и, кажется, после такого push ничего не останется делать, как танцевать всю белую ночь до утра.

Push comes to shove
Made on
Tilda