Приступать к просмотру постановок в театре можно двумя способами: ознакомившись с синопсисом работы или, напротив, без должной подготовки. Придя на спектакль современного танца с названием «
Крот», пожалуй, стоило бы сделать первое. Однако поиск легких путей мало интересует сегодня как режиссеров и хореографов, так и зрителей. Возможно, добиться чистоты интерпретации произведения искусства можно как раз таким образом, но об этом чуть позже.
С первого мгновения в зале ощущается граница между двумя мирами — миром сценическим и миром зрителя. Заведомо проявляется необходимость впустить зрителя в спектакль, найти дверь или хотя бы форточку. Хореограф
Константин Кейхель обретает лазейку в инструкции для зрителя. На экране небольшой текст, в котором всех присутствующих просят включить на своем телефоне на полную громкость любимый музыкальный трек, длиной не более четырех минут.
Это, возможно, первая и самая прозрачная связь между зрителями и хореографом. Manizha, Rene Aubry, Radiohead или что-то из электронной музыки звучат по всему залу, и в эти минуты танцовщики медленно появляются на сцене. Радость от того, что можно во всеуслышание включить свой любимый трек, сменяется негодованием. Последнее становится особенно явным, когда музыка с твоего телефона перебивается Джоном Бон Джови с соседнего кресла, а затем тонет в гаме и становится белым шумом. Ничего не остается зрителю, кроме того, чтобы начать наблюдать за танцовщиками и таймером на 24 минуты на экране. Всеобщий интерес сменяется уязвимостью, где не так уж и понятно, а стоило ли протискиваться в эту «форточку». Но она превращается в нору или, скорее, тоннель, который меняется в объемах в зависимости от энергии танцовщиков. К слову о танцовщиках: молодые и техничные, точные в трюках и синхронном движении — это ли не профессионализм в современном танце? Представление о том, каким сегодня должен быть танцовщик и какими компетенциями должен обладать, давно изменилось. Теперь не достаточно приходить в зал, запоминать хореографию и наполнять ее эмоциями. Связи между участниками процесса демократизируются, становятся тонкими: меняется роль танцовщика, а с ним и роль хореографа. Чем сегодня хочет заниматься танцовщик: воспроизводить заданную хореографию или находиться в процессе сотворчества с хореографом? Есть ли в танцовщиках потенциал последнего? И все же поддержание баланса между выражением индивидуальности и выполнением задачи хореографа как будто бы всегда являлось важнейшим умением исполнителя. Танцевальная компания «Акведук» под руководством хореографа Константина Кейхеля добивается невероятной слаженности в хореографии, даже совместные танцевальные рутины выполняются синхронно и музыкально. Очевидно, что весь хореографический материал «вычищается» скрупулезно и последовательно.