Пина

Сегодня — 27 июля — весь театральный мир вспоминает великую Пину Бауш. 76 лет назад она появилась на свет и перевернула мир хореографии.
No fixed points предлагает освежить свои знания об одном из самых прекрасных хореографов 20 века, и, быть может, даже вдохновить вас на более подробное изучение её творческой биографии.

Текст — Вита Хлопова
Даже не зная ничего о современном танце, не слышать ни разу о Пине — невозможно. Более того: она, наверное, самый популярный хореограф 20-го века. И самый любимый. Если видишь хоть что-то из её творчества, влюбляешься навсегда.
Поэтому с Пиной Бауш есть только два варианта: либо ты её обожаешь, либо просто еще не знаешь.
Пина Бауш и Курт Йосс

Одним из главных людей в творчестве Бауш оказался немецкий хореограф, педагог и создатель известной Folkwangschule Курт Йосс. Именно в этой школе юная Пина начнет изучать разные виды танца, именно там её талант заметит Курт Йосс, который и пригласит позже её в свою труппу Folkwang Ballet. Она станет не только солисткой его труппы, и ассистентом хореографа, но и возглавит труппу на непродолжительное время до переезда в Вупперталь.

Курт Йосс и Пина Бауш вместе с Joffrey Ballet (Jean Cébron и Erika Fabry) репетируют "Зеленый стол".
1964 год. Фото — Gert J van Leeuwen
Пина и классический балет
Вопреки сформировавшемуся стилю Бауш, далекому от классической хореографии, сама хореограф отлично владела этой техникой. Получив грант на учебу по обмену, Пина Бауш в 20 лет уезжает в США в знаменитую Джуллиардскую школу. Среди её учителей были Хосе Лимон, Энтони Тюдор и Пол Тейлор, а в труппах двух последних она и вовсе стала выступать.
Если бы её не позвал обратно в Германию Курт Йосс, который открывал свою балетную труппу, кто знает, чем бы закончилась эта история.

Пина и Вупперталь
В 1963 году Пину Бауш приглашают в Вупперталь возглавить балетную труппу Вуппертальской Оперы, которую впоследствии она переименует в Tanztheater Wuppertal .
Вупперталь - довольно непримечательный городок, известный своей подвесной дорогой (её вы можете видеть в фильме Вима Вендерса), падением с нее слоненка в реку (слоненок в порядке, а открытка внизу - фотомонтаж) и рождением там Фридриха Энгельса.
Такой талант, как Пина, давно бы получил театр в любой из театральных столиц мира, но ей было хорошо в этом собранном из 7 городков месте.

Пина и сигареты

Пина безбожно курила всю свою жизнь. На видео репетиции какой-нибудь «Весны священной» она начинает курить вторую сигарету, едва окончив первую.
И у нее не было особых проблем со здоровьем. Но в 68 лет ей вдруг становится плохо, она идет ко врачу, и ей диагностируют рак легких. Она умирает спустя пять дней после того, как узнала об этом диагнозе, и за два дня до начала съемок фильма Вима Вендерса.
Для всего мира её смерть оказалась шоком.

Ведь её жизнелюбию, творческим планам и гастролям по всему миру, казалось не было конца. В июне 2009 года, когда её не стало, она должна была приехать на Чеховский фестиваль вместе со своей труппой, а в итоге её труппа отыграла «Семь смертных грехов» в её память.
Пина и цитаты

Наверняка сегодня фейсбук будет наполнен тоннами её знаменитых фраз:
 — «Танцуйте, иначе мы потеряны»
 — «Меня не волнует, как двигаются люди, меня волнует, что ими движет».
 — «Я любила танцевать, потому что мне было страшно говорить. Когда я двигалась — я чувствовала».
Читать её интервью — наслаждение, но в то же время и пытка, так как хочется зафиксировать каждую из её фраз.

Пина и «Весна священная»

Обычно с этим Моби Диком хореографы встречаются на пике своей карьеры, берутся за самое интерпретируемое произведение 20 века, и пытаются сказать что-то новой в этой старой простой истории. Пина Бауш не из тех, кто срывает пластырь долго: она берется за «Весну» на второй год своей карьеры хореографа. Усыпав землю торфом, надев на девушек прозрачные тоненькие туники, Пина Бауш доводит до изнеможения своих танцовщиков.

В финале пот перемешается с торфом, а с неистового танца Избранной должен брать пример подлый Альберт, обманувший Жизель. Его забирающие силы и доводящие до опустошения антраша-сис не всегда так убедительны, как предсмертная пляска жертвы «Весны».
А если серьезно: то эта «Весна», в отличии от оригинальной версии Нижинского 1913 года и возобновившей интерес к этой постановке работы Мориса Бежара 1959 года, рассказывает историю жертвы во имя жизни с точки зрения самой жертвы, и поднимает много насущных вопросов.
Смотреть обязательно. Искать на youtube.
Пина и кафе Мюллер

Каноническая работа Пины поставлена в 1978 году, но с тех пор исследователи её творчества не могут понять, о каком-таком кафе она говорит. Претендует на роль в истории её родной Золинген, где родители владели небольшим рестораном и гостевым домом, Эссен, где она училась в Фолквангшуле, и город, в котором она провела 36 плодотворных лет — Вупперталь. Но зная, как Пина умела выхватывать истории из пролетающих мимо настроений, вероятно, можно предположить, что кафе Мюллер — это собирательный образ. С тех самых пор — простой стул стал самым сценически привлекательным объектом для танца, и вы смело можете говорить, увидев стулья на сцене: «Ах, это же, как в „Кафе Мюллер“ у Пины».

Посмотреть на соло самой Пины, познакомиться с потрясающим Домиником Мерси, и влюбиться в первый раз в атмосферу её творчества можно тут.

Пина и кино

Сделал Пину культовым персонажем вне хореографической тусовки давний её друг и поклонник Вим Вендерс. Если до фильма «Пина» её обожали все, кто был знаком с современным танцем, то после этого фильма — стали обожать абсолютно все. Она стала мерилом, абсолютной величиной. Но сравнивать, конечно, с ней опасно. Потому что спрашивать, «это похоже на Пину?» — невозможно. Банально, но на Пину не похож никто.
Вендерсу удалось передать мир Пины простыми словами, не углубляясь в философию. Он показал её чувство юмора, музыкальность, сексуальность на сцене, красоту сценографии, рассказав о ней немного в ключе «Пина для чайников», но ведь это сработало.

Кадр из фильма Федерико Феллини "И корабль плывет"
Но не только Вендерса она вдохновила. Педро Альдомовар в фильме "Поговори с ней" сделал низкий реверанс творчеству Пины, обрамив сценами её "Кафе Мюллера" свой фильм. В 1983 году Федерико Феллини снял Пину в роли слепой принцессы в фильме "И корабль плывет".
Книги о пине
  • "Pina Bausch" by Royd Climenhaga. Более или менее полное описание её жизненного и творческого пути. Для начала - самое оно.
  • "Pina Bausch – Histoires de théâtre dansé", Raimund Hoghe, Ulli Weiss. Книга написала танцовщиком Пины и профессиональным журналистом Раймундом Хоге. Не для первого знакомства с творчеством Пины, но для опытных пиноведов.
  • "Pina", by Walter Vogel. Фото-альбом невероятных фото Пины. Периода Курта Йосса, периода Вупперталя. 40-летняя дружба с ней - на страницах альбома.
  • "The Pina Bausch Sourcebook" под редакцией Royd Climenhaga. Сборник статей, помещенных в хронологическом порядке её жизни. Взгляд исследователей, артистов, друзей на её творчество.
Фото — Ulli Weiss
фильмы о пине
  • "Однажды Пина меня спросила", реж. Шанталь Акерман.
  • "Плач императрицы", реж. Пина Бауш
  • "Танцующие мечты", фильм о постановке "Kontakthof" на нетанцующих подростков.
  • "Coffee with Pina", реж. Ли Янор (смотрите его ниже)
Проблема с Пиной заключается в том, что написать коротко, почему она — величайшая, невозможно. Просто надо это принять, как данность. Посмотреть все возможные видео её спектаклей, даром их много на всех известных ресурсах. Почитать воспоминания её друзей. Посмотреть фотоальбомы. Восхититься её невероятной красотой. Почитать интервью с ней. Посмотреть гигабайты документальных фильмов/разговоров с ней. И у вас тоже не останется сомнений.
Уникальность её еще и в том, что она с каждым говорит на его языке. Исследователь ли вы немецкого ausdrucktanz, или любитель «Танцев» на ТНТ, вы найдете что-то близкое себе в каждой из её работ. Она не хочет быть высокопарной эстеткой. Её спектакли — они о любви, о сексе, о жестокости, о бытовом, о нежности, о расставаниях. Эти спектакли, которые относятся к направлению «танцтеатра», то есть танцевального театра, рассказывают о самой жизни, как она есть. Они невероятно красивые, а о её сценографии можно написать отдельную громадную статью. Помните гору цветов на сцене? Помните шикарные платья и каблуки? Помните орущих во все горло балетных премьеров? Все это нетипично для танца, скажете вы, но типично для нее, ответим мы.

Совет такой: если вы боитесь современного танца, считаете его трудным для понимания, начинайте смело с Пины Бауш. И завидуйте себе, что все главные открытия прекрасного у вас еще впереди.
Помочь проекту
Если вам нравится No fixed points, и вы хотели бы помочь ему и дальше развиваться, то мы были бы признательны вашей помощи
Made on
Tilda