Фестиваль
DansePlatForma 2020:
хроника дней и размышления на тему
С 7 по 10 октября 2020 года в Калуге прошел первый фестиваль русской современной хореографии DansePlatForma, созданный совместно российско-французскими организаторами.

Текст — Анастасия Глухова
Фотографии предоставлены фестивалем
Инициатива исходила от французской стороны в лице танцевальной компании AutreMina (Митя Федотенко и Натали Бран). С российской стороны представителями и соорганизаторами были продюсер современного танца Вероника Чернышова и один из главных культуртрегеров хореографической культуры в России Елена Панасенко (проект DanceHelp), а также принимающая организация — Инновационный культурный центр в Калуге.
В течение двух лет организаторы собирали заявки от русских хореографов, из которых было отобрано 8 работ. Эти работы посмотрело международное жюри, которое состояло из создателей важнейших отечественных фестивалей современного танца: Вадим Каспаров (Open Look), Лариса Барыкина («На грани»), Елена Слободчикова («Айседора»). С французской стороны членами жюри были сами организаторы — Митя Федотенко и Натали Бран, а также известный французский балетный критик Розита Буассо.

Награда за победу в смотре была назначена не маленькая: возможность показа своей работы на всех обозначенных фестивалях и поездка во французский город Монпелье, чтобы показать свое творчество теперь уже французскому зрителю.

Возможное сотрудничество в сфере современного танца России именно с Францией кажется важным потому, что ситуация в современном русском танце очень похожа на то, как это было во Франции полвека назад. Никому особенно не нужный, современный танец пророс в национальной культуре по инициативе снизу, и своими силами и волей вписался в финансируемое государством движение децентрализации. В каждой провинции были созданы центры современного (именно современного!) танца, руководить которыми были поставлены подающие надежды молодые хореографы. Среди них, например, Анжелен Прельжокаж и Мэги Марен, чье творчество сейчас стало уже практически национальным достоянием Франции и которые не нуждаются в представлении даже российскому зрителю. Поэтому вполне успешный опыт децентрализации и вообще организации творческого процесса в сфере современного танца вполне достоин того, чтобы быть перенесенным на нашу землю. DansePlatForma сделала первый шаг в этом направлении.

Выбор участников, среди которых четверо — из Москвы, остальные из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Костромы и Тюмени, интересен еще и потому, что является как бы глубинным срезом того, что происходит в этой сфере в России. Федотенко сотоварищи не пытался выбрать предельно балетных хореографов или самых известных, нет, ему действительно интересно то, что происходит в самом сердце развития современного танца в России.
Первый день представил зрителям двух участниц: это танцовщица из Санкт-Петербурга Ольга Виноградова и костромская хореограф-перформерка Мария Качалкова.

Виноградова представила довольно сумбурное сочинение «Слова, которые мы не сказали…» на стыке хореографии и видеоарта. Сама она обозначает свой стиль как магический реализм. Наполненная до самой крышечки всяческой загадочностью и неопределенной метафоричностью, работа Виноградовой страдает по части композиции: история на видео существует независимо от истории на сцене, они практически не пересекаются. При этом строгая и напряженная, за счет ускорения, ретро эстетика видеоарта тормозится и разрушается вялым танцем и разрозненными по стилистике элементами сценической бутафории. О том, что это произведение сделано по мотивам Гамлета и в своем основании имеет линию Офелии, можно догадаться только из авторской аннотации.

Вторая работа — также женская — «Русская красавица» Марии Качалковой, перформера и хореографа и Костромы, неоднократно участвовавшей в костромских же лабораториях ДиалогДанс. «Русская красавица» (исполняет сама автор) явно сделана более умелой рукой, чем предыдущая работа, но и она не слишком щедра в хореографическом поиске, хотя сценические находки и метафоры здесь более уместны, умеренны и говорящи. Работа Качалковой рефлексирует на тему женской доли. Она говорит о том, что в каждой современной русской моднице живет простая русская дева-душа, которая плачет о своей несчастной доле и в то же время хочет широко танцевать, петь и любить.
Второй день DansePlatForm'ы был наиболее насыщенным показами, авторы представили на суд жюри сразу четыре работы.

Первым был педагог тюменского хореографического колледжа, бывший артист бальных танцев Олег Коротченко. Темой своей работы «Легкие» он заявил энергетический вампиризм. Главная проблема работы видится такой же, как и в первых двух: слишком скуп хореографический поиск. То ли ограниченность хореографического словаря, то ли плохая профессиональная форма мешают хореографам выйти за рамки собственных движенческих паттернов, да и просто продержаться на секунду дольше на одной ноге или провернуться в пируэте в неудобную сторону.

Чего совершенно нельзя сказать о следующих участниках. Анна Дельцова и Александр Тронов, уже широко известные в узких хореографических кругах авторы, представили дуэт в собственном исполнении по мотивам поэзии Иосифа Бродского «Наедине с собой». Сами хореографы говорят о том, что вышли из среды хип-хопа, но сейчас в их хореографии нет собственно хип-хоп движений, а есть лишь основные принципы — изоляция, четкие рисунки рук, следование за ритмом. Удивительным образом эти принципы в хореографии оказываются конгениальны поэзии Бродского. Ровные по фразе, но неровные по внутренней ритмике, срифмованные не по строфам, а по внутренней логике слова-движения Дельцовой и Тронова предельно поэтично и, вместе с тем, откровенно, бесстрашно и свободно иллюстрируют заявленную тему поэта-символа.

Работа сестер Ольги и Елены Будаевых «Дать жизни вздох» в своем роде созвучна еще одному русскому-художнику-символу, а именно — Андрею Тарковскому. Не по темам и не по жанру (хотя в какой-то степени да), но по духу — Будаевы (художницы по образованию), также как и культовый кинорежиссер, рисуют свою постановку широкими мазками. Так, первая сцена их сочинения, состоявшая из смены 15-секундных слайдов с изображением природы, длилась 8 минут. Всё это время авторы-исполнители лежали в темноте на планшете сцены. Центральный эпизод работы — собственно, хореографический, всё время отсылает к темы птиц: взмахи руками, раскачивания, свободное кружение, перебежки и перекаты, словно взлеты и падения — во всем этом есть что-то чеховское, «я — чайка, нет, не то…» (и даже монолог есть — о свете, дыхании и парении). Завершается работа еще одним долгим планом — после завершения танца в течение трех минут зритель наблюдает за убегающим течением океана — широкая необъятная гладь воды, бликующее солнце, единение с природой, гармония, тишина.

Контрастна этой лирической женской хореографии работа «Вальгалла» Александра Гурвича, основателя компании современного танца «Окоём» из Екатеринбурга, бывшего артиста балета в Челябинском театре современного танца и в театре «Провинциальные танцы». Вальгалла — по скандинавской мифологии -- место обитания павших в битве героев, которые и в посмертной жизни продолжают свой бой. В уральской Вальгалле вместо доспехов и шлемов — телогрейки и шапки, вместо меча — тесак, вместо коня — пень. Но также как и в скандинавской мифологии, уральские воины продолжают биться, воскресать и умирать. В какой-то момент в хореографии явно просматриваются мотивы кавказского народного танца. Таков он — потусторонний мир Урала, объединяющий лагерную память (к которой, конечно, также отсылают костюмы исполнителей и лай собак, вкрапленный в музыкальную ткань произведения), память старины и чужую мифологию. Самым истонченным местом в этой истории видится чрезмерная отстраненность и театрализация, не доведенная до логического конца. Кажется, если авторы берут темы жизни и смерти, войны и памяти, то воплощение их должно быть более вовлеченным. Хотя из уже показанных работ Вальгалла явно в числе лидеров по наполненности и мастеровитости.
Третий день фестиваля представил всего две работы «Триптих: автопортрет» Виктории Арчая и «Арррр» Павла Глухова, предельно контрастные и по темам, и по композиции, и по хореографическому наполнению.

Работа Арчая по сути является моноспектаклем в исполнении автора, в котором вторая исполнительница — лишь помощник-проводник в каждую следующую часть триптиха. Спектакль вполне выявил мастерство и талант не постановщика, но прекрасной исполнительницы. Оснащенная и классической базой, и современной техникой, как партерной, так и трюковой, владеющая народно-сценическим танцем, Виктория раскрыла себя, как полная трепета и внутренней силы танцовщица.
Работу совершенно другого жанра и интенции представил Павел Глухов — кстати, единственный из всех конкурсантов, не участвовавший в собственной постановке — его работу исполнили артисты танцевальной труппы Воронежского камерного театра. «Арррр» через хореографию рассказывает о процессе инициации юноши в мужчину, об обретении собственного «я» — путь главного героя развивается от полной немоты в начале до обретения голоса в финале. Глухов не боится щекотливых тем и положений и выстраивает композицию так, что они не выглядят двусмысленно.

За это уверенное мастерство Павел Глухов, а также Анна Дельцова и Александр Тронов и стали победителями DansePlatForma 2020. К ним присоединилась Виктория Арчая, которой французские организаторы вручили специальный приз, назвав его «от сердца к сердцу». Они также объяснили свой выбор не только художественными достоинствами работ, но и гендерным балансом: так, во Францию представлять российский современный танец поедут мужской, женский и женско-мужской дуэты. Остается порадоваться за лауреатов, поздравить их и пожелать открытых границ весной, а организаторам — сил и мужества на вторую и все последующие DansePlatForm’ы.


P. S. Заметила любопытный момент — почти все авторы представленных работ являются педагогами хореографических колледжей. На самом деле, если подумать, то именно хореографические колледжи, которых в России немало, являются основной движущей силой российского современного танца. Именно оттуда приходит в профессию основная масса исполнителей и постановщиков. (Будем честны, балетные люди идут в современный танец лишь в исключительных случаях, равно как и в профессию хореографа).
Так почему бы не провести децентрализацию именно через хореографические колледжи? Преобразовать их в региональные центры современного танца, конечно, оставив основную образовательную функцию, но и расширить полномочия хореографов, как руководителей, формировать из выпускников профессиональные труппы, обеспеченные зарплатой и соцпакетом, составлять полноценный репертуар. Ведь труппы современного танца сейчас если и возникают, то спорадически, случайно, как танцтруппа при драматическом Воронежском Камерном театре или Инновационный балет в Калуге. Это прекрасные, многообещающие коллективы, но родившиеся вне системного планирования, вне задач развития отрасли. Сеть хореографических колледжей, при определенных затратах и минимальных корректировках, эти задачи развития современного танца прекрасно бы решила. А то уж очень постыдно и больно говорить о пяти профессиональных труппах современного танца на всю огромную Россию против десятков и сотен во Франции. На полвека мы и так отстали, пора догонять.
Дата публикации: 22 октября 2020 года