рецензия
Три вечера танца
Вадим Каспаров и «Каннон Данс» работают не покладая рук не только летом на «Open look», но и зимой, проводя камерный Dans Nederland.
О том, чего не хватает фестивалю и в чем его сильные стороны, рассказывает Елена Юшкова, поехавшая в Санкт-Петербург и внимательно отсмотревшая всю программу.
Фото — Стас Левшин
Два танцевальных спектакля и одна кинопрограмма, состоящая из короткометражек в жанре кино-танца – такой мини-фестиваль провел в Санкт-Петербурге Дом Танца «Каннон Данс». II фестиваль Dans Nederlands продолжил серию творческих встреч с современным голландским танцевальным искусством, начатых в 2013 году на первом фестивале и продолженных этим летом на Open Look, где присутствие Нидерландов было весьма ощутимым.
Организовал фестиваль Санкт-Петербургский Дом Танца «Каннон Данс» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Генерального Консульства Нидерландов в Санкт-Петербурге. Фестиваль проходил в галерее современного искусства «Эрарта".
Вечер 1
OFFline
Начался фестиваль проектом «OFFline» голландского творческого коллектива под названием «OFFproject», ставящего своей задачей выведение зрителя из пространства виртуального в живое. Поэтому до начала спектакля зрителям предлагались разные игры, в которых можно и попрыгать, и проделать разные манипуляции с зеркалом, и поиграть на музыкальных инструментах. Затем — мини-концерт гитариста-виртуоза Эрика Хофланда и небольшая лекция Амоса Бен-Таля, который в спектакле является и хореографом, и композитором, и художником по свету. Он объяснил зрителям, что никогда не знает, каким именно будет спектакль и куда танцовщиков приведет движение их взаимодействия. Он и две танцовщицы будут двигаться в зависимости от пространства, света и собственных импульсов, которые могут меняться. Все трое владеют одной и той же техникой движения (ей Амос обучает не менее двух лет), а на ее основе уже импровизируют. Свет — важный элемент спектакля, ведь его расположение влияет на движения. Если источник света, например, находится за спиной танцовщика, то в пластике появляются новые нюансы. Поэтому в спектакле множество разных светильников, которые актеры переносят, переставляют, перекладывают и направляют в самые разные стороны.
Они то объединяются в трио, то существуют в других комбинациях, будто постоянно борются друг с другом и — самое главное — с пространством. Движения гибкие, мягкие и стремительные, много сложных поддержек. Интересно, что ближе к концу спектакля из зала на сцену вышла российская танцовщица, до этого просто переводившая объяснения Амоса зрителям. И уже обратно в зал не ушла, а тоже стала частью ансамбля, подтвердив мысли хореографа о том, что конец непредсказуем даже для него самого
Вечер 2
Кино + танец = кинотанец
Программа короткометражек, основанных на танце, получилась довольно разнообразной — там были представлены и семейная драма, посвященная отношениям матери и дочери (She/Her), и комедийные сюжеты (например, «Танцуя камеру», где девушка-степистка отбивает ритмы внутри механических процессов черно-белого кино), «роуд-муви» о том, как убитый горем африканец пытается найти свою исчезнувшую жену. Стрит-данс среди небоскребов, мир снов, перепутанных с миром реальности — везде танец дает режиссерам совершенно новые импульсы и ракурсы взгляда на мир и на человека. Кино-танец — это не фильмы-записи танцевальных спектаклей, а новый зрелищный жанр, в котором именно танец становится главным действующим лицом. В Голландии этот жанр поддерживается специальными фондами, что и позволяет ему активно развиваться.

Вечер 3
«Оп-арт»
В привычном смысле слова оп-арт — это направление в искусстве второй половины ХХ века. Конечно, его элементы присутствовали и в видеоинсталляциях, и в костюмах, сочетающих причудливые, и на первый взгляд, совсем несочетающиеся между собой узоры-принты. Присутствовали они и в идее хореографов повторять танцевальные связки по несколько раз в разных ракурсах, тоже провоцируя оптические искажения.
«Балет Москва» в спектакле нидерландских хореографов израильского происхождения Гая Вайцмана и Рони Хавер продемонстрировал невероятные чудеса пластики, акробатики и собственно танца — крайне сложного и ритмичного, просуществовав целый час в бешеном ритме музыки Саши Dza (бывшего ди-джея из Владивостока, а теперь мировой знаменитости). Обещанный в программе «аттракцион визуальной и движенческой избыточности» был дополнен даже словом — время от времени кто-то из танцовщиков останавливался и выкрикивал небольшие тексты -стихи в прозе (которые, к сожалению, не всегда были слышны и понятны).
Пять пар танцовщиков вступали между собой в сложные взаимоотношения, а их поддержки, подкрутки и перебросы настолько необычны по своей эстетике и так насыщенны, что держали зрителя в крайнем напряжении на протяжении целого часа. Хотя, конечно же, после самых жестких сцен постановщики использовали и более лирические, медитативные, в которых, однако, пластика не становилась мягче.
Большую роль в спектакле играли изощренные видеоинсталляции Севы Тарана, причудливые костюмы Славны Мартинович (Сербия-Германия) и предельно лаконичная сценография Аскон де Нейс из Нидерландов.
Если открытие фестиваля получилось немного созерцательным, то завершение — предельно эмоциональным, таким, что количество адреналина у зрителей и танцовщиков к концу спектакля буквально зашкаливало. Отточенное мастерство танцовщиков современной труппы театра «Балет Москва» позволило хореографам великолепно воплотить это «мощное, драйвовое и красивое зрелище».
Хотя фестиваль получился довольно разнообразным, несмотря на такую короткую программу, все же явно не хватило еще пары мероприятий — например, небольшой выставки (фото, живописи или графики), посвященной либо голландскому танцу, либо танцу вообще, а также лекции о развитии современного танца в Нидерландах.
Помочь проекту
Если вам нравится No fixed points, и вы хотели бы помочь ему и дальше развиваться, то мы были бы признательны вашей помощи
Made on
Tilda