Context: конкурс молодых хореографов
14 и 15 октября на сцене Гоголь-Центра прошел финал ежегодного конкурса молодых хореографов в рамках VIII фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva.

Наш автор Анастасия Глухова посмотрела оба вечера — online и offline — и написала для нас обзор.

Фотографии — Мария Хуторцева
Формат конкурса уже привычный: в первом отделении показ конкурсных работ, во втором — новые постановки участников и победителей прошлых лет.

И как это обычно бывает, конкурсанты представляют разные ветви современной хореографии.
Поиском своего почерка внутри классики, например, занят солист театра УралОпераБалета Игорь Булыцын. На музыку «Астматического этюда» Россини Булыцын поставил одноименную хореографическую работу. В бессюжетном неоклассическом танце довольно хаотично сменялись небольшие соло, дуэты и ансамбли. Артисты балета Воронежского театра оперы и балета, исполнившие сочинение Булыцына, аккуратничали, но все-таки справились с хореографией. Сама лексика не обнаружила в себе каких-либо индивидуальных особенностей: позы, прыжки, пируэты были созданы во вполне стандартном классическом регистре. Идея автора, видимо, заключалась в том, чтобы поиграть с темпами: когда музыка ускорялась, артисты максимально замедлялись или вовсе застывали в арабеске, и наоборот, — в спокойные музыкальные моменты лексика была предельно насыщенной. Булыцын попытался создать веселое настроение только за счет этой игры с темпами (да и внезапно проехавшего в финале через сцену велосипеда), но для того, чтобы и зрители почувствовали легкость и радость, этого было мало.
Работа Игоря Булыцына «Астматический этюд»
Другое негласное направление конкурса — необычные экспериментальные работы. В этом году таким экспериментом стала работа Sak-Sok Нурбека Батуллы, исполнителя и хореографа из Казани. Дуэт, созданный танцовщиком и брейкером (исполняли сам Батулла и Марат Казиханов), словно обнулил весь их предыдущий танцевальный бэкграунд и обрушил на зрителя мощь нутряной шаманской энергии. Как в древнем обряде, перфоманс Батуллы не разделял голос, ритм и движение. Исполнители буквально входили в транс через эпилептическую тряску, хрипели, стонали, рычали, изгоняли демонов звоном колокольчика — это было поистине устрашающее зрелище. Подобные экспрессивные работы, выбивающие зрителя из зоны комфорта, обычно получают на Контексте Приз зрительских симпатий. Так случилось и в этот раз. Кроме того, исполнители перформанса (так точнее будет обозначить жанр работы, т.к. здесь предельно важно было оставаться в потоке энергии, в процессе; хотя сам Батулла говорит, что работает в жанре физического театра) стали обладателями Приза лучшему танцовщику.

Sak-Sok Нурбека Батуллы
Sak-Sok Нурбека Батуллы
Остальные три работы остались в более-менее привычной рамке сценического contemporary.

Ирина Сергеева, представительница питерского современного танца, показала образчик женского танцевания в постановке ZI-MA, что в переводе с румынского значит «скажи». И действительно, танцовщицы в длинных белых одеяниях шептали другу другу и зрителям неслышные заговоры-молитвы. Танец был сменой дуэтных и групповых эпизодов.

Работа танцовщицы Воронежского камерного театра Ольги Рыжковой «Клетка» также была хаотично выстроена по композиции, но нельзя не отметить высокий уровень исполнителей: труппа Воронежского камерного сейчас находится на пике формы, как танцевальной, так и выразительной.

Эрнест Нургали, танцовщик из Петербурга и педагог школы танца Context. studio, представил мужской дуэт Gentle hearts, в котором «говорит о возможности двух людей испытывать друг к другу разные чувства и о невозможности выразить эти чувства в обществе».

«Клетка» Ольги Рыжковой
Где он, конечно, лукавит, и хотя при желании эту фразу можно транспонировать на всех людей и все чувства, но все-таки дуэт очевидным образом говорит об однополой любви и невозможности выразить в обществе именно её. Вместе с тем, работа прекрасно отрепетирована и исполнена, построена на чередовании визуально эффектных дуэтных положений и эмоциональных всплесков, и даже композиционно не хромает, ведет повествование логично и с нарастанием напряжения.

Победители были определены в первый вечер. Главными бенефициарами стали два участника. Эрнест Нургали стал победителем конкурса и обладателем специального приза от Газпром (его определяли зрители электронным голосованием), а Нурбек Батулла стал обладателем приза зрительских симпатий и специального приза от интеллектуального клуба 418.
Gentle Hearts Эрнеста Нургали
Вторая часть вечера включала в себя две премьеры. Павел Глухов, финалист конкурса в 2016 году и победитель лаборатории Mind and Movement, поставил на артистов Челябинского театра современного танца Ольги Поны работу «Когда папа был маленьким». Кирилл Радев, победитель конкурса в 2019 году, поставил на артистов московского «Нового балета» работу «Пилигрим».

Постановка Глухова говорит об освобождении от довлеющей родительской фигуры, о детских воспоминаниях, которые терзают временами каждого. Работа наполнена психологическими нюансами, которые сменяются эксцентрикой, сложна по хореографии и работе с реквизитом.

«Пилигрим» Радева контрастно противоположен: суперлаконичная композиция — трио с последующими тремя вариациями каждого танцовщика. Хореография также предельно сложна и прекрасно отрепетирована (репетиторы Мария Заплечная и Андрей Остапенко), исполнена на одном месте, без перемещения по планшету сцены, что также подчеркивает строгость композиции. Визуально хореографию Радева поддерживала видеопроекция на заднике в минималистичном стиле: изображение природы (вода, скалы, земля, небо), словно лишенной живой жизни, над которой нависает некая геометрически трансформирующаяся фигура, как бы символизирующая дамоклов меч, висящий над всеми нами. При всей стилистической разнице двух работ, невозможно было не заметить, насколько отличается уровень постановок первого и второго отделения вечера. Что в общем-то говорит только о том, что любому художнику для созревания нужно время и пространство для проб и ошибок. И Context вот уже восьмой год такое пространство молодым хореографам дает.
При этом сам фестиваль в поиске новых форм иногда совершает ошибки.

В этом году Context, повинуясь форсмажорным обстоятельствам, большой акцент сделал на онлайн трансляции мероприятий.

Финал конкурса хореографов (в другие годы также транслировавшийся в сеть) на этот раз получил медвежью услугу в виде спецэффектов, которые в прямом эфире накладывались на изображение, и картинка постановки при этом иногда менялась до неузнаваемости.

Так, для «Клетки» Рыжковой операторы трансляции создавали светящиеся «стенки», которые то целиком, то частями опускались и поднимались по ходу номера. Это выглядело крайне эффектно и реалистично, но только придя на второй вечер в театр, можно было увидеть хоть какой-то авторский замысел, танец, да и самих танцовщиков.

«Когда папа был маленьким» Павла Глухова
ZI-MA Сергеевой из-за хаотичных скачек камер дальнего, среднего и ближнего плана лишилась в трансляции всего очарования хореографических рисунков-переплетений и стильного линейного финала.

Эффект эха движения, возможно, помог «Астматическому этюду» Булыцына приобрести недостающую динамику, но тот же, только многократно усиленный, эффект в Sak-Sok стал настоящим испытанием для вестибулярного аппарата зрителей.

Вообще же, операторам трансляции неплохо было бы понимать, что театральное произведение создается авторами с учетом всех нюансов зрительского восприятия, и его сценическое воплощение уже является полноценным и не стоит его украшать всякими мультипликационными примочками. Ну или, если уж очень хочется, тогда нужно участвовать в создании произведения с самого начала, вплетая дополненную реальность в композицию, хореографию и смыслы постановок. Но это будет уже немного другой жанр — VR-хореография. Здесь же было достаточно статичного общего плана.
Возвращаясь непосредственно к конкурсу этого года, можно сказать, что фестиваль проводит большую работу по поиску, поддержке и даже пестованию хореографов современного танца.

Проблемные точки в постановках конкурсантов, в целом, остаются прежними — это слабая работа с композицией, с восприятием своей работы в целом, неясность высказывания.

Но как показывает практика участников и победителей прошлых лет, это проходит с опытом, рука набивается, мысль и композиция проясняется.

Главный теперь вопрос: где показывать эти работы, где продолжить их существование? Ведь большая часть из них показывается однократно на конкурсе и дальше приказывает долго жить.

Всё очевиднее одно: нужно больше, гораздо больше, театров и трупп современного танца. Хотя бы помечтать же об этом можно?

Диана Вишнева
Фото — Николай Зверков
Дата публикации: 19 октября 2020 года