Большой балет
22 июля в павильоне Мосфильма прошла запись выпуска телешоу «Большой балет», в котором участники предстали в современных постановках российских хореографов.

Вопрос «Можно ли оценить возможности артистов по одному номеру», заданный членом жюри Алексеем Мирошниченко, остался риторическим. А вот уровень современных отечественных хореографов, как оказалось, оценить можно.

Текст — Арина Ильина
Фотографии — Мария Кульчицкая
Хореографов для своих номеров выбирали участники, почти все — по территориальным признакам.

Артисты из Государственного театра оперы и балета республики Коми Анастасия Лебедик и Ринат Бикмухаметов работали с собственным штатным балетмейстером Марианной Рыжкиной;

пара из УралОпераБалета — Алена Шарипова и Арсений Лазарев — получила премьерный номер от Вячеслава Самодурова;

артисты из Саратова Кристина Кочетова и Алексей Михеев показали номер Кирилла Симонова, уже третий за проект;

Мария Хорева и Владимир Шкляров сотрудничали с собственным коллегой из Мариинского театра Александром Сергеевым;

на русско-итальянскую пару из Красноярска — Анну Федосову и Марчелло Пелиццони — ставили местные постановщики Олеся Алдонина и Демид Зыков;

воронежская пара — Елизавета Корнеева и Иван Негробов — показала номер из балета 2019 года Константина Матулевского и Софьи Гайдуковой;

для артистов Бурятского театра (Харука Ямада и Эрдем Сандаков) номер создавала Анастасия Кадрулева, в своё время закончившая Бурятское хореографическое училище;

участники из Башкирского театра (Алиса Алексеева и Айрат Масегутов) выбрали Алексея Расторгуева, с которым уже сотрудничали ранее.
Вокруг царила особая атмосфера съемочного дня. К вечеру (конкурсная часть эфира начала записываться чуть позже 18:00, отставая по регламенту) одни участники процесса устали и уже расслабились, другие продолжали суетиться.

Не обошлось без эксцессов: за 5 минут до съёмок первого номера выяснилось, что у артиста Рината Бикмухаметова порвались штаны. Шепот «порвались», «штаны», «зашил?» витал в репетиционной части павильона до тех пор, пока куратор проекта Софья Гайдукова, прошипев «Быстро!» не пролетела пулей, схватив артиста с порванными штанами в охапку, попутно здороваясь с окружающими и объясняя, куда бежать.


Пока спасали костюм, в гулком, крашенном бледно-желтой масляной краской, коридоре, по которому в ожидании бродили то участники, то члены технической команды, звучала виолончель. Это настраивались музыканты для первого номера.

В это же время члены жюри уже заняли свои места и вели беседы. О чем разговаривали Денис Матвиенко и Фарух Рузиматов, судить было сложно, но самое интересное происходило между Дианой Вишневой, Алексеем Мирошниченко и присоединившимся к ним ведущим Ильдаром Абдразаковым. Все трое, включая оперного певца, сравнивали положение рук во второй позиции, организовав таким образом некий священный хоровод во имя искусства. Увидев это, один из членов съёмочной команды воскликнул: «Я нашла Ильдара, вон он на сцене пляшет!»
Члены жюри
Фото — Екатерина Степанова
Вторую ведущую, прима-балерину Светлану Захарову, потерять было невозможно. Она появлялась только в сопровождении свиты, которая, как за королевой, постоянно носила и расправляла длинный подол ее платья.

(Фото — Екатерина Степанова)
Непонятно, кто переживал больше — танцовщики или хореографы. Из участников лишь Мария Хорева в гордом одиночестве разогревалась то у одного прожектора, то у другого, то между съёмочной аппаратурой, не разговаривая даже со своим партнером Владимиром Шкляровым.

Хореограф Анастасия Кадрулева до последнего была рядом со своими артистами, то показывая им расслабляющие танцевальные техники, то подчищая финальные штрихи в танце, то просто по-матерински улыбаясь. Вячеслав Самодуров, наоборот, молча расхаживал по сцене туда-обратно, пока его участники прогоняли номер, а отвечая на вопросы ведущих во время телемоста, сбивался и просил повторить вопрос. Алексей Расторгуев на разогреве танцевал вместе со своей парой, давая последние советы по хореографии вплоть до положения пальцев рук: как оказалось, личных репетиций было лишь минимальное количество. На риторический вопрос Светланы Захаровой, почему репетиций было так мало, Расторгуев в сердцах прыснул за сценой: «Пф, да в смысле?! Пандемия — вот почему, блин!»
Переживать было из-за чего. Хореографам от жюри досталось больше, чем исполнителям. Чаще всего звучали фразы типа «хореограф не раскрыл», «хореография не убедила», «по этой хореографии сложно судить о ваших возможностях», «хореографу бы я советовал добавить больше…» и т. д. Фарух Рузиматов цитировал Марту Грэм «Интеллект, интеллект, интеллект!», жестко акцентируя, что не понял задумки, а Алексей Мирошниченко шутил шутки (анекдот: «Что ты танцуешь в новом балете? — То же, что и всегда — мысли главных героев!»).

И действительно, уровень хореографии был разнообразным. Чей-то стиль можно было предсказать с абсолютной точностью, например, отрывок из балета «Сон в летнюю ночь» Кирилла Симонова полностью копировал любой другой балет этого хореографа с неизменной структурой «акробатические поддержки + тектоник руками лицом к зрителю». Лучше всего об этом приеме в далеком 2013 году написала критик Татьяна Кузнецова: «…герои размахивали руками вокруг головы и корпуса, будто собирались повеситься на собственных конечностях». Спустя десятилетие, хореограф не показал ровно никакого развития своих находок.
Марианна Рыжкина, начав номер «Кадрилиана» с женского соло в слоях ткани в духе Lamentation Марты Грэм, дальше устроила советскую довоенную кадриль с ногами-руками утюжком, играющими плечами, надутыми щечками и почти присядкой. В образах деревенской девушки с венком из косичек и ее кавалера в гимнастерке и сапогах читался дуэт из «Светлого ручья» Ратманского, но вообще социальные этюды уже не первый раз стоят в центре работ бывшей солистки Большого театра. Несколько лет назад в танцевальном проекте «Точка пересечения» Рыжкина уже использовала подобные образы советских девочек с косичками и бантиками.

Тема СССР не оставила равнодушным и Александра Сергеева, солиста Мариинского театра, который только в прошлом году дебютировал в роли хореографа в «Мастерской молодых хореографов» в своём театре. Будучи отменным классическим исполнителем, Сергеев и в своей работе решил не отходить от заветов школы, поставив стерильную неоклассическую «Пионерскую сюиту», ни разу не ступив на территорию современного танца. Номер был специально поставлен на Марию Хореву, ещё с учебы в Вагановке заполонившую соцсети видеозаписями своих идеальных ног и фарфоровых поз. На этих классических достоинствах Хоревой Сергеев и сделал акцент, обильно набив ее соло мелким перебором стоп на пуантах, высокими арабесками, пируэтами и алясгонами. Соло Владимира Шклярова также изобиловали классическими батманами, разножками и турами. Весь этот ностальгический пляс в высоких белых гольфиках был сдобрен юмором взаимоотношений барышни и хулигана, а заканчивался на пропагандистском изображении запуска первого спутника в космос. Единственное, что делало эту хореографию современной, была лишь нынешняя дата постановки.
Номер на пару из Красноярска тоже создавали в прошлом классические артисты Олеся Алдонина и Демид Зыков, однако, за классику решили не держаться. В своё время Олеся проходила стажировку в «Балете Евгения Панфилова», а в 2017 году выступала на фестивале современного танца CONTEXT, так что и номер «Наперекрещенки» про две позитивные мысли в голове человека («два тараканчика», как посмеялись исполнители) отвечал всем заветам современной хореографии. Коллапсирующие движения, игра с невидимыми предметами в руках, смена ритма (даже в задорной фортепианной музыке случались внезапные обрывы нот на несколько секунд тишины) — танец смотрелся очень легко, не разрываясь на две части даже когда каждый артист делал что-то своё в разных краях сцены.

Другой «панфиловец» Алексей Расторгуев сделал более мрачный по стилистике номер «Ловец снов», одев солистку в костюм викторианской куклы с белым облаком кудрей. Под темный гулкий электро-бит артист в чёрном костюме-двойке на голое тело носил на руках, подбрасывал и переворачивал в воздухе свою белую куклу. Получился эффектный номер для телевизионных танцевальных шоу для молодежи, однако, эффектности ему в основном добавляли музыка и белый костюм артистки.
Анастасия Кадрулева, штатный хореограф «Балета Москва», использовала для конкурсного номера «Поребрик» музыку и комбинезоны с геометрическими узорами (теперь уже точно напоминающими собянинскую плитку) из своей же зимней премьеры 2020 года Second cast. «Поребрик» — это и есть переработанный отрывок из Second cast с будто бесцельным брожением на высоких полупальцах с блуждающим взглядом и короткими паузами между этой ходьбой на хореографию, в большинстве своём состоящую из движений в духе бесконтактного боя и слайдов в шпагате.

Вячеслав Самодуров — пожалуй, самое выдающееся имя в списке постановщиков этого выпуска — поставил пантомимный номер в духе NDT под названием Stripsody. Под голос певицы, то сюсюкающей и имитирующей звуки животных, то напевающей колыбельную из Tom&Jerry, то бормочущей блюз, пара в телесных купальниках обыгрывала саундтрек, иногда гротескно работая с мимикой.
Также в лучших традициях голландского танца смотрелся отрывок из балета Anima Константина Матулевского и Софьи Гайдуковой.

Короткий номер на музыку Филипа Гласса про потерю (или обретение) души смотрелся как целый спектакль с завязкой, кульминацией и довольно мрачным финалом, не отпуская внимание с первых аккордов и до самого конца.

Движения, выходящие друг из друга, перетекали так плавно и логично, что сложно было понять, в какой момент солистка, только что лежавшая на полу, оказалась на плечах у партнера.

Номер был пропитан гармонией смысла и танца и в конце съёмочного вечера оставлял надежду, что современный российский танец имеет будущее и может развиваться по международным стандартам.

Made on
Tilda