за рубежом
Блеск и нищета в Парижской Опере
Вечера современной хореографии популярны не только в крупнейших театрах России: Парижская Опера тоже дает возможность молодым хореографам пробовать свои силы на большой сцене.
Катерина Атрошенко сходила на один из таких вечеров, прошедших в Парижской Опере летом, и написала для нас про него и про концепцию Академии хореографии, созданную около двух лет назад при театре.
Фото — Julien Benhamou
Берто / Валастро / Буше / Поль…
Казалось бы, что это за малознакомые имена на афишe столь величественного театра, принимавшего обыкновенно лишь этуалей и самых выдающихся хореографов? Кто посмел нарушить череду великих классических балетов и иноземных божественных гастролёров? На самом деле, этот вечер молодых танцовщиков-хореографов был инициативой театра, целью которого является обновление поредевших рядов талантливых молодых людей, служащих делу Терпсихоры.

Академия хореографии была создана в рамках новой Академии молодых исполнителей Бенжамином Мильпье, возглавлявшего балетную труппу Оперы с 2014 по 2016 года. Ее основная задача — способствовать пробуждению молодых талантов в стенах Оперы, тех, кто стал бы посланником искусства XXI века и продолжателем традиций французской хореографии. Причем проект подразумевал не только практику, но также и обучение: группе молодых артистов предлагалось углубить их знания сцены, оркестра, движения под руководством Уильяма Форсайта, артиста «приписанного» на данный сезон к балетной труппе. Таким образом, начинающие хореографы впервые пробуют свои силы на учащихся Парижской консерватории, где они приглашены в 2015 году поставить два спектакля («Esquisse» и «Rumspringa» Себастьяна Берто и Симона Валастро).
На следующий год молодые балетмейстеры творят совместно с артистами-художниками, выходцами одного из известнейших музеев современного искусства, Дворца Токио в Париже. Результат их творческой работы представлен в виде перформансов в стенах Оперы. Не на сцене, а именно в стенах: коридорах, залах и иных публичных пространствах, «освоенных» новым поколением.
В 2017 году инициативу Академии хореографии подхватывает и новая руководительница балетной труппы, Орели Дюпон. Продемонстрировать плоды своих хореографических трудов приглашены четыре артиста: Себастьян Берто, Симон Валастро, Бруно Буше и Николя Поль. Все они птенцы балетной труппы Оперы.
Вечер открыл хореографический опус «Возрождение» или «Ренессанс» Себастьяна Берто на музыку Феликса Мендельсона. Балет-поэма, восхваление красоты классического танца, созданного в лучших традициях французской техники и однозначно вдохновленного Баланчиным и Форсайтом. Этот опус — дань уважения французской изысканности, утонченности и, самое удивительное, дерзновению: Берто ставит невероятные дуэтные поддержки, подбрасывая своих танцовщиц практически к поднебесной купола священного храма танца, а его групповые вставки настолько виртуозны, что сами танцовщики едва успевают дорабатывать движения. Хореография Берто — восхваление танца, культ тела и прекрасных линий, которые подчеркивают роскошные костюмы дизайнерского дома Balmain (выполненные по рисункам креативного директора Balmain Оливье Рустеном).

Фото — Julien Benhamou / OnP
«В моем балете „Ренессанс“ я стремлюсь к возрождению традиций и их реадаптации к нашей эпохе… Мне хотелось создать классический балет сегодняшнего дня, предложить актуальную пьесу, которая подчеркнула бы дарования танцовщиков Балета Оперы. Мне также хотелось воссоздать некоторую форму визуальной виртуозности, присущей нашей истории, от Людовика XIV до наших дней…»

Себастьян Берто
Хореограф
Второй балет «The little match girl passion», что дословно звучит как «Страсти девочки со спичками», в хореографии Симона Валастро — единственный опус вечера с выявленной сюжетной линией. В его основе — сказка датчанина Г. Х. Андерсена, повествующая о маленькой девочке, замерзшей в канун Рождества с коробкой спичек, которыми она пыталась согреться. В музыке Дэвида Ланга, послужившей базой произведения, прочитывается параллель со Страстями Христова, только что без самого Христа: согласно повествованию, никто из прохожих не замечает страданий несчастной маленькой нищей девочки. Прохожие, словно единая серая масса, проскальзывают мимо в предвкушении лишь собственного праздника-счастья. Хореографическая сторона постановки показалась крайне слабой в сравнении с режиссерскими способностями Валастро. Его внимание к деталям, к жестам, выхваченным будто кинокамерой, к оформлению (чего только стоит созданное световое освещение опуса, с опускающимися и все поглощающими своим светом лампочками), к образам персонажей (Девочка в белом платьице, безликая толпа равнодушных прохожих, Бабушка-видение, Смерть) затмили главную составляющую балета, танец.

Фото — Julien Benhamou / OnP
«Одним из основных источников вдохновения для меня при создании картины были Ларс фон Триер и Дэвид Линч. Мне хотелось отклониться от сюжетной линии и обратиться к образам сказки (холод, снег, спички, рождественская ёлка), изобразив их отстраненно, будто во сне или состоянии бреда при переохлаждении. Религиозная иконография также повлияла на мое видение, а именно позиции и жесты, относящиеся к религиозному богослужению… «

Симон Валастро
Хореограф
«Undoing world» — опус в хореографии Бруно Буше — наиболее сложный для понимания. Герои, Девушка и двое Юношей, будто бы ищут кого-то или что-то. А кордебалет, облаченный во все красное, олицетворяет то общество, то внутренний мир персонажей, затягивая их в свои грозно-кровавые сети. Возможно, эта пьеса — воплощение политического настроя автора, или же его эмоциональных переживаний. Герои мечутся в стремительном вихре танца между обрывом сцены и воссозданной клеткой, прерываясь лишь на небольшие передышки, одна из которых напоминает даже не отдых, а скорее, погребальный обряд: в какой-то момент пьесы кордебалет оборачивается в блестящие ткани, наподобие тех, в которые оборачивают трупы дабы скрыть мертвецов. Во всяком случае с точки зрения соразмерности хореографии и режиссуры пьеса Буше получилась наиболее удачной.

Фото — Julien Benhamou / OnP
«В данной пьесе, которая является в некотором роде моим прощанием с Парижской Оперой, тема поиска охватила меня. Поиска чего-то неизведанного, иного, поиска курса, другой реальности… «

Брюно Буше
Хореограф
Завершается вечер хореографическим опусом «Семь с половиной метров над уровнем гор» Николя Поля. Воображение балетмейстера затягивает музыка Средних веков, хотя танцевальная лексика Поля более чем современна. Его пластическое повествование вторит музыкальным старинным хоралам, вовлекая танцовщиков в свое танцевальное течение и потом их будто бы отбрасывая в обратном направлении. Всё это действо происходит на фоне визуального ряда. Это фотографии самих исполнителей. От снимков, приглашающих зрителя окунуться в атмосферу хорального потока-танца, веет холодностью и в то же время сочностью цветов.

Фото — Julien Benhamou / OnP
«Этот проект родился из множества поисков: исследований исторического периода Средних веков и Ренессанса, которые меня интересуют уже давно, но также темы Потопа и его изображений в эту эпоху… «

Николя Поль
Хореограф
Балетные произведения вечера оказались настолько разнообразны и насыщенны, настолько креативны в своем наполнении. Хочется верить, что инициатива Академии хореографии будет продолжена, а молодые артисты смогут реализоваться впоследствии как выдающиеся балетмейстеры нашей эпохи.