Рецензия
NYCB отмечает 100-летие
Джерома Роббинса
Екатерина Баева побывала на весенней балетной программе в New York City Ballet, где помимо культовых работ создателя труппы Джоржа Баланчина можно было ознакомиться с главными постановками второго балетмейстера труппы Джерома Роббинса, 100-летие которого празднуют в этом году.

Фото — Пол Колник
После недавнего ухода из труппы художественного руководителя Питера Мартинса New York City Ballet переживает непростые времена. Тем более удивительно, что в весеннем сезоне 2017−2018 труппа показывает настоящий пир во время чумы, причем пир зрелищный, яркий и явно очень веселый.

Главным событием сезона стало празднование столетия со дня рождения Джерома Роббинса, одного из основателей «Нью-Йорк Сити Балет», его ведущего хореографа и, вероятно, самого выдающегося балетмейстера Америки ХХ века — после Джорджа Баланчина, главного вдохновителя и создателя труппы. Юбилей Роббинса отмечали три недели подряд, за которые было показано шесть разнообразных программ — пять, включающих исключительно творения хореографа, и вечер-посвящение, на котором состоялись две мировые премьеры молодых авторов-последователей Роббинса.
Джером Роббинс говорил, что «каждый балет должен создавать незнакомый и совершенно новый мир <…> где все должно быть правдоподобно согласно законам устройства этого мира, и задача хореографа — убедить и уверить зрителя в этой достоверности». Судя по показанным в мае балетам, Роббинс не бросал слов на ветер.

В этой связи особенно впечатляющей была программа «All Robbins n.3», где каждая работа свидетельствовала об удивительном воображении мастера. Жутковатая антиутопия «Клетка» (The Cage) на музыку Стравинского, повествующая о мире, где самки доминируют и уничтожают самцов, соседствовала с невероятно лиричным «В ночи» (In the Night) — о трех возрастах любовных отношений. Ну, и пусть Сара Мирнз умудрилась нарочито дергаными движениями рассмешить аудиторию

Teresa Reichlen в постановке "Клетка"
© Paul Kolnik
в третьем, самом «взрослом» фрагменте, зато во втором Мария Ковроски была филигранно холодна и исполнена достоинства.
Тайлер Пек в постановке «Другие танцы»
© Paul Kolnik
Озорные «Другие танцы» (Other Dances), снова на музыку Шопена, были поставлены Роббинсом в 1976 году на Наталью Макарову и Михаила Барышникова. В этом сезоне великий Misha любезно согласился поучаствовать в репетициях с солистами. Под его руководством Тайлер Пек, ведущая прима-балерина труппы и, наверное, самая симпатичная из американских балерин высшего ранга, и Хоакин де Лус, ранее объявивший о завершении в октябре 2018 г. своей карьеры в NYCB, выступили очень убедительно. Там, где исполнителей требуется техничность, быстрота и очарование, Пек и де Лус — очевидные лидеры труппы.

Завершали вечер «Фанфары» (The Fanfare) — по-британски ироничный и вместе с тем торжественный балет, сочиненный по заданию Баланчина по случаю коронации Елизаветы II в 1953 году. Сопровождаемые рассказом Мажордома, на сцену выходят Инструменты, исполняющие сначала индивидуальные вариации (под аккомпанемент одного инструмента), а затем и общую финальную коду — гениальная идея, чтобы развлечь скучающих взрослых и привлечь к театру детей. Кстати, юные театралы совсем не остались в стороне всеобщего ликования: 26 мая, уже после завершения роббинсовского марафона, в рамках «семейных суббот» была показана программа, состоявшая полностью из отрывков из ключевых работ Роббинса и принятая публикой очень тепло.
Основную же программу празднований закрывали 20 мая тройчаткой «All Robbins n.1» на музыку Бернстайна — «Матросы на берегу» (Fancy Free), «Диббук» (Dybbuk) и «Сюита «Вестсайдская история» (West Side Story Suite). В зале яблоку было негде упасть, и неудивительно — в один день увидеть и услышать столько настоящей американской классики захочет каждый. «Матросы на берегу» — первый балет Роббинса-хореографа, в одночасье сделавший его знаменитым.
NEW YORK CITY BALLET PRESENTS ROBBINS 100
Трое бравых ребят в нарядно-белом куролесят в баре и около него, приударяют за девушками, ссорятся и снова мирятся. Исполняли ребята из кордебалета, что для NYCB обычная практика. До памятного искрометного выступления Марсело Гомеса в рамках гастролей ABT в Москве танцовщикам, несмотря на явное старание, увы, было далеко, и поневоле внимание зрителей было обращено к девушкам, с кем матросы пытаются заигрывать: в XXI веке такое хамское обращение с дамами точно бы не сошло молодым людям с рук.

На фото — Tiler Peck, Georgina Pazcoguin, Daniel Ulbricht, former Principal Dancer Robert Fairchild, Tyler Angle.
© Paul Kolnik

Второе отделение — «Диббук», история по еврейскому фольклорному сюжету, согласно которому мятущаяся душа умершего человека вселяется в живого; у Роббинса это мрачная монохромная история о разлученных влюбленных, черной магии и черте в ступе, то есть, простите, в чужом теле. Смотреть и слушать эту чертовщину после развеселой пляски морячков несколько утомительно, но стоит — хотя бы ради приемов, с помощью которых хореограф изображает рождение детей и слияние двух душ в одном человеке.
West Side Story Suite
© Paul Kolnik
И, наконец, West Side Story Suite. Квинтэссенция Нью-Йорка. Едва открылся занавес, зал взорвался овациями. Тони — очень высокий, отчего порой кажущийся неуклюжим подростком Питер Уокер, еще один молодой артист кордебалета. Рифф — грубоватый, с квадратным подбородком Эндрю Уайэтт. Бернардо — мерзко самоуверенный новый премьер Захария Катасаро. Все трое — идеально органичны, при этом словно только что сошли с нью-йоркских улиц классического кинематографа. Танцевали так, что уже и Анита, скажем честно, была в этой истории совершенно лишней. Музыка, костюмы, драйв — это представление легко можно было бы повторять на бис, и все равно было бы мало. После него немедленно захотелось пойти в какой-нибудь старомодный видеопрокат, взять там «Вестсайдскую историю» и засмотреть до зажеванной пленки.

Georgina Pazcoguin and Gwyneth Muller
© Paul Kolnik
Abi Stafford and Jared Angle в «Па де де Чайковского»
Но не Роббинсом единым — давали в весеннем сезоне и замечательную программу «Classic NYCB». Четыре работы — «Моцартиана» Баланчина, Not Our Fate авторства солистки NYCB Лорен Ловетт, знаменитое «Па де де Чайковского» и «Пьесы Гласса» (Glass Pieces) Роббинса, куда же без него. Баланчина здесь танцуют все так же уверенно, все так же свободно; стоило, конечно, увидеть Эшли Боудер на сцене в Петербурге и в Нью-Йорке, чтобы понять смысл выражения «дома и стены помогают». Дома и широкие плечи не мешают, и дирижер играет в ногу, и сами ноги уже поют, а не отпевают танец, придуманный великим хореографом. Нежнейшая «Моцартиана» на музыку так любимого Баланчиным Чайковского, полная аллюзий и модернистских тонов, — балет почему-то очень петербургский по духу, и танцуется соответствующе — сдержанно, но с душой. Солировала снова Мария Ковроски, которая, кажется, играет в этой труппе роль Ульяны Лопаткиной, и получается у нее, в целом, неплохо.
Лучше всех, однако, держать зал получается у Тайлер Пек, задорной, самоуверенной и крепко стоящей на своих крепких ногах. Одна из немногих в труппе, кто не прошел школу School of American Ballet (откуда вышли большинство ее коллег), она, тем не менее, с успехом выступает в балетах Баланчина, Роббинса и различных современных опусах. С особенным триумфом прошла 25 мая первая в весеннем сезоне «Коппелия», где, снова в паре с обаятельным Хоакином де Лусом, Пек создала отличный образ бойкой сельской девушки, настоящей girl next door, которая, тем не менее, знает, чего она хочет и как ей этого достичь. История о кукольнике, влюбленном в свое творение, плутоватом Франце и хитроумной Сванильде, была комична и легка, и особенно радовало глаз, что даже артисты второго плана умудрялись танцевать синхронно, но без прицела на олимпийские медали по легкой атлетике.

Tiler Peck as Swanilda and Andrew Veyette as Frantz
© Paul Kolnik
Все-таки, что ни говори, одинаковая выучка имеет значение, и по этому фактору у NYCB большое преимущество перед своим соседом по Линкольн-сквер: приятно смотреть, когда актерская игра и музыкальность для танцовщиков — не дополнительное преимущество, а профессиональная необходимость.
Дата публикации: 14 июня 2018 года