отзыв читателя
Ярославна
Наша читательница из Санкт-Петербурга Катя Кузьмина вдохновилась премьерой новой работы Владимира Варнавы «Ярославна» в Мариинском театре и прислала нам свой текст об этом спектакле.

Мы решили опубликовать его, тем самым открывая новую возможность для наших читателей, которые хотят попробовать себя в письме.

Фото — с сайта Мариинского театра.

«Ярославну» Владимира Варнавы все еще можно успеть посмотреть на сайте medici.tv, чтобы самим составить свое мнение. Мнения же критиков, да и зрителей разделились: одни считают это новой эрой балета, другие — танцспектаклем, где спектакля больше, чем танца.
Этот текст — эксперимент. Нам часто присылают пробные тексты с просьбой опубликовать, но мы никогда этого не делали по разным причинам. Но подумав, решили, может, и открыть новую рубрику, где будем публиковать интересные работы наших читателей. Так что дерзайте, вдруг это начало чего-то нового :)

немного истории
«Ярославна» 1974 года
Балет «Ярославна (Затмение)» Борис Тищенко написал в 1974 году для МАЛЕГОТа (нынешний Михайловский театр). Хореограф Олег Виноградов и режиссёр Юрий Любимов явили миру одну из самых громких новаторских балетных постановок тех лет, что была высоко оценена как советской, так и публикой Авиньонского фестиваля, что прошел в 1976 году во Франции.

Дирижёр Валерий Гергиев, ещё будучи студентом Ленинградской консерватории, проникся талантом композитора, который был любимым учеником Дмитрия Шостаковича. Последний к слову, крайне положительно оценил постановку: «Балет „Ярославна“ мне довелось посмотреть трижды. И всякий раз я был захвачен его музыкой — очень русской по духу… В ключевых моментах действия звучит хор. Поются подлинные тексты „Слова о полку Игореве“. Это придаёт всей постановке не просто оригинальность, а историческую достоверность, художническую подлинность». Уже много лет позже Гергиев, дирижируя сюиту из «Ярославны» на фестивале в Роттердаме, (где присутствовал сам создатель музыки), был в самом эпицентре «безоговорочного триумфа музыки Тищенко».

Настало время и современному зрителю увидеть эту постановку. Для этого Мариинский театр и лично Валерий Абисалович пригласили поставить балет «Ярославна» молодого хореографа Владимира Варнаву, который совместно с драматургом Константином Федоровым написал собственное либретто, при этом оставив неизменной музыкальную структуру спектакля, созданную Борисом Тищенко. Художником-постановщиком и художником по костюмам выступила лауреат премии «Прорыв» Галя Солодовникова.

Все мы знаем произведение «Слово о полку Игореве» со школьной скамьи. Кстати, название «Затмение» не случайно: оно возникло, когда Олег Виноградов пришел к композитору и спросил, знает ли тот оперу Бородина «Князь Игоря», на что Борис Иванович ответил, что «знает и подлинник». Для него этот эпос вовсе не героическая эпопея с героем-князем, а страшная трагедия целого народа, где как раз Затмение играет знаковую роль.
Первое действие
Раздрай
В музыкальном плане балет начинается с «тянущейся в высочайшем регистре тонкой звуковой нити флейты-пикколо. Она оплетается подголосками других деревянных духовых (среди них „кукующий“ кларнет), точно протяжная русская песня. Ей отвечают молитвой струнные („Стон Русской земли“); завершая балет, эта же молитва звучит в исполнении хора».

В плане хореографическом балет начинается с созерцания меча и картины Древней Руси, в унисон с оркестром врывается шикарный хор Мариинского театра; главным хормейстером современной постановки выступил заслуженный деятель искусств Андрей Петренко. Раздрай — это не только название первого действия, но также и хореографии.

Усобицы. Великий князь Игорь (Юрий Смекалов) жаждет власти. Начинаются сборы в поход. Ярославна (Злата Ялинич), прочтя страшное будущее в глазах мёртвых, пытается отговорить мужа, но тщетно. Даёт князь команду к началу похода. Солнце скрывается. Изображение солнца скорее напоминало пантомиму рук японского театра или, что даже вернее, приветственный танец новозеландской команды по регби. Декорации совершенно невероятные и очень радовали глаз; да и как бы мы не любили классический балет, балет современный даёт удивительные возможности в сценографическом плане и расширяет границы искусства. Юрий Смекалов в роли Игоря показал самовлюбленного и довольного собой князя. Он очень техничен, пластичен, артистичен, убедителен драматически, однако всё в нём выдавало академического артиста балета. Несколько его высоких холёных прыжков фактически и составили танцевальную часть первого действия, остальное — постоянное хождение по сцене. Интригу привнёс Див в исполнении лауреата международных конкурсов Григория Попова. Артист Попов был феерически пластичен. Действие закончилось Затмением солнца, потрясением от музыки и вопросом в адрес хореографа, а был ли танец?!
второе действие
Чёрный акт
Продолжение похода на чёрную землю, где первая битва с половцами приносит князю лёгкую победу. Всё войско явно диссонировало и с сами князем, и с музыкой. Нижнее бельё, шлемы и мечи-палки, что периодически светились, вызывая лёгкое недоумение и перенося зрителя к джедайским битвам «Звёздных войн». Сам танец половцев точно вписался в сложный ритм музыки и был интересен хореографически: движения иногда будто специально становились крайне антиклассическими, вопреки канонам. После победы в первой битве каждый получил свою награду: Игорь — трофей, а дружина — игры с половецкими девушками.

Кристина Шапран в роли половецкой девы
«А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить свое племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен». Танец Кристины Шапран в роли половецкой девы филигранен и красив. Див и шаманские пляски — это мощнейший номер, где Попов продемонстрировал феноменально-сочную пластику, а танцоры вместе с ним вторили трубным, выдавая мегаватты энергии.
третье действие
Спасение
Третье действие действительно стало спасением.

«Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше». Смекалов был бесподобен. «Вдруг оазис! Как дорогих гостей встречают дружину… вот оно: еда, питьё, женщины… И главный подарок — князю!» Ужин походил на вечеринку золотой молодёжи, но вполне имел место быть. Медиаряд хочется отметить отдельно: восторги и только. Сцена князя с подарком (Юлия Кобзарь) привнесла динамику, показала танец как таковой, и навела на мысль: то ли не хватило времени на постановку балета, то ли Владимир боялся раскрыть свои мысли и замыслы в полной мере с самого начала.

Танец Смекалова под барабаны — это эстетическое счастье, накал и кульминация торжества неоспоримого таланта хореографа Варнавы.

«Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти. Игорь в темнице. Див торжествует. Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна».

Злата Ялинич — очень характерная танцовщица. Будто создана для современной хореографии: технически одарённая, гибкая, плавно-натянута, её пластика завораживала на протяжении всего балета.

Она и закатное солнце — словно символы трагедии народа. Тищенко создал трагедию, Варнава привнёс свои идеи.

«Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём? О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?»

Финал был без лишних эмоций: открытый и интимный, с необычным послевкусием. По меткому замечанию исследователя Б. А. Кац «музыка Тищенко, выявив в эпосе трагедию, обнажив в интонациях сказа публицистический пафос, подобно мощному телеобъективу, приблизила „Слово“ вплотную к современному слушателю».

Владимир Варнава в своей манере разрушил связь лет и «временная дистанция исчезла: древние слова зазвучали с первозданной остротой, точностью и болью». Он хулиган и выдумщик, но пока скорее больше чувствующий малые формы. Это смело, новаторски, любопытно, где-то неоправданно откровенно, однако с любовью и душой. Фантазии и пластика слились в балетной форме, и оставили огромное поле для развития и новых экспериментов.
Помочь проекту
Если вам нравится No fixed points, и вы хотели бы помочь ему и дальше развиваться, то мы были бы признательны вашей помощи
Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку
Только лучшие материалы месяца
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda