история
Почетная солистка всея Руси.
Заключительная часть.
Этим материалом мы завершаем лонгрид Марины Зимогляд о самой знаменитой балерине 2017 года — Матильде Кшесинской.
Работа с Дягилевым, отъезд в Париж, открытие своей школы, а главное — созданное автором этой статьи генеалогическое древо, которое многое прояснит в запутанной истории влюбленностей наших монархов в прекрасных балерин.

Особую благодарность No fixed points хотело бы выразить Сергею Конаеву за его деликатные и неоценимые советы, которые помогали нам порой не писать глупости :)
Директор Императорских театров Владимир Теляковский писал: «Кшесинская уже на тринадцатом году службы вышла по собственному желанию из состава балетной труппы. Силы свои она берегла для другой цели. М. Кшесинская была женщина бесспорно умная. Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется».

Уже в сезоне 1903/04 года Кшесинская замечает, что несмотря на свой громадный успех, появляются отдельные лица, которые омрачают её выступления свистками и шиканьем.
Молодые Анна Павлова и Тамара Карсавина привлекают внимание публики, чем безусловно расстраивают балерину.

К рождеству 1907 года Кшесинкая перебирается в новый дом, специально построенный для нее архитектором А. И. Гогеном на углу Кронверкского проспекта и Дворянской улицы.

Теляковский Владимир Аркадьевич
Из газеты «новости дня» от 22 января 1905 года
«Известная балерина М. Ф. Кшесинская, покинувшая Мариинскую сцену, воздвигает себе палаццо в самой модной части Петербурга — на Троицкой площади, на углу Кронверкского проспекта. Весь первый этаж дворца занят парадными комнатами. Дворец строит архитектор Высочайшего Двора А.И.фон-Гоген».
Судя по записям в дневниках Теляковского, главной задачей Матильды Феликсовны было «топить Дягилева», особенно после того, как Нижинский отказался танцевать с ней на её бенефисе в честь двадцатилетия пребывания на сцене. О ненависти Кшесинской к Дягилеву и Нижинскому свидетельствовала и Бронислава Нижинская. Но Дягилев хотел привезти «Русские балеты» на российскую сцену, а без поддержки Кшесинской это было бы очень трудно сделать. Кроме того, Вацлав Нижинский был военнообязанным, и Дягилев надеялся, что Кшесинская повлияет на высочайшее решение об отсрочке. Кшесинская же была заинтересована в гастролях в Ковент Гарден. Вот как это кратковременное сотрудничество отразилось в переписке современников:

Валентин Серов — Вальтеру Нувелю

«Да, да, по всей вероятности, Сергей Павлович решил-таки по-своему, как мы с Нижинским ни отговаривали — пригласить Кшесинскую. Как-никак, на мой взгляд, это — позор. Во-первых, при всех гимнастических достоинствах она не артистка. Во-вторых, она—Кшесинская, а это тоже кое-что…»

Владимир Теляковский делает запись в дневнике: «Час от часу не легче. Кшесинская снюхалась теперь с Дягилевым».

В этот сезон единственный раз три самые известные балерины своего времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская танцевали в одной программе.
Дягилев
Как пишет Ричард Бакл в своей знаменитой книге о Вацлаве Нижинском: «Прибыла Кшесинская! И не одна. Она привезла с собой сына Вову, доктора Милька, своего верного оруженосца барона Готша, горничную, театральную портниху и великого князя Андрея Владимировича».

Кшесинская хранила свои драгоценности в лондонском магазине Фаберже и каждый вечер специальный агент-детектив привозил ей те, которые она просила из списка и оставался у дверей уборной до конца спектакля. После спектакля агент отвозил драгоценности обратно в магазин.
«Мои бриллианты и прочие драгоценности были настолько ценны, что в связи с этим возникали проблемы»

Матильда Кшесинская
Балерина
Дебют Кшесинской на лондонской сцене состоялся 14 ноября, она выступила с Нижинским в большом па-де-де из «Спящей красавицы», которое называлось «Аврора и Принц». Чуть позже, 30 ноября, Кшесинская танцевала в «Лебедином озере», сокращенном по настоянию Дягилева до двух актов. Она включила в сцену бала свою вариацию на музыку Кадлеца, и сама наняла Мишу Эльмана, чтобы он исполнил соло на скрипке.

Но классические балеты показались англичанам скучноватыми после новаторских балетов Фокина и основной успех был все-таки у Нижинского и Карсавиной.

9 декабря Нижинский и Карсавина танцевали в «Карнавале», «Сильфидах», «Призраке розы» и «Шехеразаде», успех был феноменальный, и танцовщикам даже пришлось повторить на бис вальс до-диез минор из «Сильфид».

Иллюстратор и коллекционер искусства Чарльз Риккетс писал об этом вечере: «В свой последний вечер они танцевали так, как танцуют только в раю, — Карсавина затмила все бриллианты, которые царь подарил ее сопернице (забыл ее имя), а Нижинский почти не касался земли».

Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский в балете Михаила Фокина «Шопепиана» («Сильфиды»)
1908
Последующие события войны и революции 1917 года привели к тому, что особняк Кшесинской был захвачен, а сама она была вынуждена скитаться по квартирам, пытаясь сохранить хоть какие-то драгоценности.

В воспоминаниях Г.А.Римский-Корсаков приводит слова журналиста Фрида, который весной 1917 года получил разрешение на доступ в брошенный Кшесинской особняк и смог изучить её корреспонденцию и документы.

«Обойдя все покои г-жи Кшесинской, мы нашли свыше двадцати томов, оказавшихся записными тетрадями, а в них такие записи: «За шляпу — 115 руб. Костюм С. — 500 руб. Человеку на чай — 10 коп. Борная кислота — 15 коп. Вове — 5 коп».

Кшесинская с сыном уезжают в Кисловодск, Анапу и, в конце концов, со многими трудностями перебирается в Кап-д'Ай, на юго-восток Франции, где у нее была вилла. В 1921 году Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем и перешла из католичества в православие с именем Мария.
В 1929 году Матильда Кшесинская открыла балетную студию в Париже.

«В ту пору в Париже были три школы, возглавленные знаменитыми русскими балеринами.

Да и питомцы, питомицы этих школ в большинстве своем носили русские имена и фамилии, подчас весьма знатные. Они представляли собою первое поколение русской эмиграции, появившееся на свет уже вдали от России, в изгнании, в бегах.

Одну из этих студий вела Матильда Кшесинская, легенда Мариинского театра.

Матильда Кшесинская на уроке с ученицей Т. Рябушинской, Париж, 1930-е гг.
По слухам, которые мало кто ставил под сомнение, она была любовницей последнего российского императора Николая Второго. Своих учеников и учениц Матильда Кшесинская набирала, в основном, из аристократических семейств, что, соответственно, и стоило больших денег.
Любовь Егорова тоже танцевала прежде в Мариинке, а эмигрировав в Париж, основала студию, в которой охотно стажировались танцовщики Гранд Опера… Учение в ее студии тоже стоило немалых денег.
Более доступной и демократичной считалась балетная школа Ольги Преображенской". (Александр Рекемчук, «Танец маленьких лебедей»)

Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив немного до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.


В работе над этим материалом были использованы следующие книги:
1. Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 6, Отв. ред. В.В. Иванов, М.: Индрик, 2014
2. Шенг Схейен. "Сергей Дягилев. "Русские сезоны" навсегда", пер. с нидерланд Н. Возненко, С.Князьковой
3. Ричард Бакл. Вацлав Нижинский. - Пер. с англ. Л.А. Игоревского. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001
4. Матильда Кшесинская. Воспоминания. Центрполиграф; Дата написания: 1959
5. Князь Сергей Волконский. Воспоминания. В 2 томах. Том 2. Родина. Быт и бытие
6.
Дневники Директора Императорских театров. 1906-1909. Санкт-Петербург
Помочь проекту
Если вам нравится No fixed points, и вы хотели бы помочь ему и дальше развиваться, то мы были бы признательны вашей помощи
Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку
Только лучшие материалы месяца
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda