анонс
Дягилевский фестиваль 2017
С 14 по 25 мая в Перми, которая сейчас становится одним из главных культурных центров России, пройдет Международный фестиваль искусств, носящий имя С. П. Дягилева. О самом интересном в программе — наш корреспондент Марина Зимогляд.

Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля.
Промышленный уральский город, находящийся на расстоянии одиннадцати сотен километров от Москвы, известен тем не менее не только в России, но и по всему миру благодаря маэстро Теодору Курентзису и его оркестру MusicAeterna.

Пермь, может быть, не самый красивый город на свете, но здесь можно услышать такую музыку и получить такое художественное впечатление, по сравнению с которыми перед вами померкнут столичные красоты. И тогда захочется вновь и вновь приезжать сюда только для того, чтобы слушать музыку и смотреть спектакли, не отвлекаясь на повседневную суету большого города.

Дягилевский фестиваль дает такую возможность. Всю 12-дневную программу фестиваля осилит не каждый, но можно выбрать несколько событий.

Подводная музыка датского проекта AquaSonic, камерные оперы (Cantos Алексея Сюмака и «Свадьба» Анны Соколович), ночные концерты и концерты в пять утра, этническая и средневековая музыка, балеты Стравинского — все многообразие музыкальных форматов обещает зрителю получить новый, ни с чем не сравнимый, опыт.

С полным расписанием можно ознакомиться на официальном сайте фестиваля. Ожидается, что билеты поступят в продажу в конце февраля. Мы расскажем лишь о некоторых событиях.
МУЗЫКА
Фестиваль откроется 14 мая Первой симфонией Густава Малера в исполнении Фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса. Надо заметить, что Фестивальный оркестр — это все та же MusicAeterna, расширенная пулом приглашенных музыкантов, которые на постоянной основе сотрудничают с основным составом. Первая симфония Малера будет, как выразился Марк де Мони, генеральный менеджер театра, «хорошо разогрета» к фестивалю: до 14 мая она будет сыграна в Венеции, в рамках биеннале, а также в Афинах и Брюсселе.

«Cantos»
Фото — Марина Дмитриева
Громкая премьера последнего сезона будет представлена 17 мая. Опера-мистерия Алексея Сюмака Cantos вдохновлена творчеством американского поэта-модерниста Эзры Паунда. Ритуальное путешествие, где главное действующее лицо — музыкант-инструменталист, рассчитана всего на 120 зрителей, которые становятся участниками всего действия.

20 мая будет показана камерная опера «Свадьба» Аны Соколович, фабула которой представляет сербский обряд приготовления к свадьбе и не требует музыкального сопровождения. Шесть солисток выступают a cappella, а партию невесты будет исполнять Надежда Павлова, которая уже стала сенсацией прошлого фестиваля и обзавелась армией страстных поклонников благодаря своей роли Виолетты в опере «Травиата». Режиссером постановки стал Антон Адасинский создатель и руководитель авангардного физического театра DEREVO. Сочетание и наложение пластического и вербального языка, их взаимодействие и составляет пространство спектакля, аудитория которого будет ограничена четырьмя сотнями зрителей.
ТАНЕЦ
Завершающий день фестиваля готовит интригующий сюрприз зрителям: три одноактных балета Игоря Стравинского от трех ведущих российских хореографов в исполнении Пермского балета. Владимир Варнава поставит «Петрушку», Вячеслав Самодуров — «Поцелуй феи», Алексей Мирошниченко — «Жар-птицу».

По словам Алексея Мирошниченко, художественного руководителя балетной труппы Пермского театра, идея этого вечера уже давно вынашивалась, и, наконец, появилась возможность ее реализовать.

Балеты Стравинского овеяны славой не только его музыкального гения, но славой легендарных имен русского искусства. Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Лев Бакст, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Вацлав и Бронислава Нижинские, — все они работали бок о бок, и сейчас нам кажется невероятной такая концентрация талантов в одно время в одном месте.

Музыка Стравинского, возможно, уже не вызовет скандала или смеха как сто лет назад, но она невероятно современна, тем более, в исполнении оркестра MusicAeterna. Тем интереснее будет наблюдать, как современные хореографы выдерживают неизбежное сравнение со славными предшественниками.
«Жар-Птица»

Балет «Жар-Птица», поставленный в 1910 году Михаилом Фокиным, принес известность 28-летнему композитору и положил начало плодотворному сотрудничеству Дягилева со Стравинским. Именно с этого балета состоялось знакомство европейской публики с его музыкой.

По словам Алексея Мирошниченко, его «Жар-птица» будет своеобразной энциклопедией хореографических стилей XX—XXI вв., ведущей обратный отсчет от современности к хореографии Фокина. В спектакле занята вся балетная труппа, сам Алексей говорит, что эта работа — вызов для него самого, и для него это такая же сложная лаборатория, как и для зрителя.



Алексей Мирошниченко
Фото — permopera.ru/people/13/
«Поцелуй феи»

Балет «Поцелуй феи», посвященный памяти Чайковского, был поставлен в 1928 году Брониславой Нижинской, когда отношения Стравинского и Дягилева уже несколько расстроились.

В музыке этого балета Стравинский тонко использовал мелодические обороты Чайковского, блестяще сочетая различные мотивы его произведений.

Над современной постановкой работает художественный руководитель балетной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслав Самодуров, но об этой работе пока еще ничего неизвестно.

Вячеслав Самодуров
Фото — Елена Лехова
«Петрушка»

Музыкальная тема «Петрушки» родилась у Стравинского во время работы над музыкой к «Сценам из языческой Руси» (которые позже превратятся в «Весну священную»). Летом 1910 года композитор наиграл тему «игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи» Дягилеву, отчего тот пришел в неописуемый восторг, убедив композитора продолжить работу над «темой страданий Петрушки» и написать целый балет. Интересно, что Вацлав Нижинский, исполнитель партии Петрушки, и художник Бенуа начали работать над балетом задолго до того, как музыку впервые показали Михаилу Фокину. Тем не менее, этот балет считается вершиной творчества хореографа.

Мне удалось побывать на репетиции постановочного процесса и поговорить с Владимиром Варнавой об этой версии «Петрушки», о чем вы можете прочитать в отдельном материале.

Владимир Варнава
Фото — Сергей Сараханов
С полной программой фестиваля вы можете ознакомиться на сайте.
Помочь проекту
Если вам нравится No fixed points, и вы хотели бы помочь ему и дальше развиваться, то мы были бы признательны вашей помощи
Made on
Tilda