рецензия
В контексте новой хореографии
Ожидаемым событием конца августа в Петербурге стал концерт в рамках фестиваля Context. Diana Vishneva.
Это камерное мероприятие призвано подводить некоторые итоги образовательной программы фестиваля.

Текст — Мария Дудина
Фотографии предоставлены фестивалем Context.Diana Vishneva
В прошлом году речь шла о постановках по системе Уэйна Макгрегора Mind & Movement. В этом году были представлены новые работы молодых хореографов, участвовавших в предыдущих проектах фестиваля. Сам курс на воспитание отечественных балетмейстеров, способных работать в жанре современного балета, как нельзя лучше отвечает политике импортозамещения и, в целом, приносит свои плоды.
Открывал программу Эрнест Нургали с миниатюрой «Удар» на музыку Biosphere. Молодой петербуржец заявил о себе прошлым летом, успешно поучаствовав в мастерской Mind & Movement, в рамках которой создал одноактный балет La Рlace и реализовал ряд других успешных проектов. Хореограф за прошедший год «возмужал», хотя стиль его остался узнаваем. Мощь и энергия в каждом движении, ни одного холостого залпа: взмах ноги — удар, еще удар, еще… Изощренные конфигурации, переплетение тел танцовщиков, наэлектризованный воздух, почти осязаемое напряжение сценического пространства заставляли публику, затаив дыхание, наблюдать за тремя фигурами на сцене.

Фото Евгения Пронина
Преданные исполнители (Nurgali Dance Company) под стать своему хореографу стремительно развиваются, и в скором времени молодой коллектив обещает стать одним из интереснейших явлений петербургской современной хореографии.
Затем пришла пора дуэтов — излюбленной формы для постановки миниатюр. Их было несколько: один женский, один мужской, и три традиционных.
Женский дуэт на музыку Дмитрия Аникина (Resequence) в постановке и исполнении Ольги Васильевой (Санкт-Петербург) и Анастасии Кадрулевой (Москва) резко выбивался из контекста Context: две девушки, одетые в красные комбинезоны, условно напоминающие лыжные, ходят по кругу, исполняют нетанцевальные движения, изредка вступают во взаимодействие — этакий гимн танцу постмодерн, которым фестиваль Context в общем-то не занимается. Но какая, впрочем, разница, если на сцене две замечательные танцовщицы contemporary dance, от которых взгляд отвести невозможно?

Фото Евгения Пронина
Не хочется препарировать их танец — какое нам дело, создан ли он партитурным методом, закрепленной импровизацией или еще как-нибудь? В голове пульсирует только одна мысль — пусть ЭТО не заканчивается, пусть эти выверенные точные движения так и продолжают струиться, а эти «случайные» взаимодействия так и продолжают случаться. Можно бесконечно наблюдать за тем, как горит огонь, течет вода и танцуют Ольга Васильева и Анастасия Кадрулева.

Постановка Ольги Лабовкиной «Не будете спящую собаку»
Фото Дмитрия Максака
Обидно безликими оказались три остальных дуэта. Просто красивый дуэт, а ля «Большой балет», Алексея Кононова. Просто современный эстрадный танец в лучших традициях «Танцев на ТНТ» Ольги Тимошенко. И дуэт с претензией на «не-просто-а-очень-сложно» (но не вышло) Анны Щеклеиной. Безусловный успех вечера — работа Ольги Лабовкиной «Не будите спящую собаку» на музыку Сергея Новицкого. Этот небольшой спектакль создан в лучших традициях театрального танца (или танцевального театра?). Здесь есть все, что любит сцена: яркие персонажи, напряженные взаимоотношения, выстроенная драматургия. Головокружительно точные попадания в позы и поддержки, выверенные паузы, смена динамики, нагнетание напряжения внутри сценического пространства (танцовщики разбрасываются стульями — приветливый реверанс Пине Бауш) характеризуют Ольгу Лабовкину, как состоявшегося профессионала и неординарного хореографа.
Фаворит фестиваля Context, Владимир Варнава, на этот раз обаял публику в компании двух не менее харизматичных танцовщиков — Дора Мамалия (Израиль) и Дариуша Новака (Польша). Постановка Wood Rabbit на сборную музыку была воспринята с большой теплотой, а непритязательность и легкая ее попсовость, вкупе с самоиронией, сыграли на имидж этакой «пост-пост, мета-мета» хореографии.

Истиной же королевой бала стала его хозяйка — Диана Вишнева. Балерина в завершение концерта исполнила соло из балета Switch Жана-Кристофа Майо на музыку Денни Эльфмана.

Фото Виталия Коликова
Артистка протанцевала сложную хореографию с подлинным мастерством и в непередаваемой индивидуальной манере, в очередной раз подтвердив свой царственный статус. Благодарные зрители воздали должное своему кумиру — и как великой танцовщице современности, и как большому просветителю и организатору. Создание и поддержание на плаву фестиваля Context с его основной программой, а также круглогодичными мероприятиями — сложное, энергозатратное, жизненно необходимое дело для отечественного современного балетного театра.
Фото Евгения Пронина
Made on
Tilda