рецензия
Экзистенциализм в контексте
Студентка лаборатории танцевальной критики фестиваля Context. Diana Vishneva Арина Ильина написала рецензию на выступление Национального балета Канады.

Фото обложки — Ирина Григорьева

В Москве завершился шестой фестиваль современного танца Context. Diana Vishneva. Формат этого года немного отличается от предыдущих: дирекция отказалась от гала-концертов с короткими номерами и бросила силы на полномасштабные спектакли. В первый день фестиваля выступил Национальный балет Канады, и что бы ни показала труппа в Москве, всё равно получился бы эксклюзив: до этого года канадцы ни разу не гастролировали по России. Но к выбору репертуара Национальный балет подошел серьезно и привез философский балет «Бытие и ничто» Гийома Коте, беззаботно-молодецкий «Paz de la Jolla» Джастина Пека и, пожалуй, самую ожидаемую работу вечера — зрелищный триллер «Возникновение» Кристал Пайт, одного из самых востребованных хореографов в мире.
Поставленная в 2009 году, это первая работа Пайт для Национального балета Канады. «Возникновение» показывает рой насекомых и птиц как метафору человеческого общества: эффект толпы, в которой поведение группы людей может отличаться от поведения отдельного индивида. Что, к слову, очень актуально в первую очередь и для мира балета, где солист всегда противопоставлен массовке. Здесь солисты появляются на сцене лишь несколько раз — в самом начале, когда на полу начинается графичное, выделяющее каждую мышцу, «паучье» шевеление рук девушки, и в середине, когда один из артистов разрывает устрашающую птичью шеренгу, об которую мужчины бьются и отталкиваются, как о стекло.

Фото — соцсети фестиваля Context. Diana Vishneva.
В остальное время на сцене находится одновременно до 50 танцовщиков, то медитативно повторяющих одну и ту же комбинацию, то отдающихся собственным связкам без привязки к действиям соседа. Женщины-птицы резко вышагивают по сцене с характерными клюющими движениями, мужчины-насекомые льнут к земле под армейский ритм ударных. Под электронный сет Оуэна Белтона с криповатыми шумами, скрипом, стуком и эхом балет оказывает гипнотическое действие и постоянно поддерживает ощущение какой-то чарующей опасности. Невозможно отвести глаза и от центрального «гнезда» — черного тоннеля в центре огненно-оранжевого задника, из которого периодически бьет по глазам яркий свет и выбегают артисты, отбрасывая огромные тени. Сценография, аудио-сопровождение, и конечно, хореография, акцентирующая острые локти, колени и пальцы — всё это создает слишком настоящий мир существ, на которых мы до ужаса похожи.
«Бытие и ничто» Джастина Пэка
Фото — соцсети фестиваля
«Бытие и ничто» Гийома Коте, артиста и по совместительству хореографа труппы, тоже делает ставку на вопрос «Кто мы и откуда?». Балет основан на экзистенциализме Жан-Поля Сартра и показывает ужас и монотонность человеческого существования. Репетитивное соло для пианино Филиппа Гласса обрамляет семь зарисовок, среди которых «свет» (девушка в пеньюаре тянет руки к мигающей лампе, как к божественному сиянию), «спальня» (где молодая пара пытается построить отношения), «дверь» (где другая пара пытается эти отношения вернуть) и другие. Хореограф, кажется, не скрывал, что вдохновлялся «Квартирой» Матса Эка, но при этом со старательностью отличника добавил в свою работу «фишек» для психологического анализа. Например, в балете совсем нет кулис и задника: видна вся сценическая изнанка, трубы, кусок рампы, даже табличку «выход»; предметы быта парят в воздухе. В подвешенную оконную раму периодически пробивается «солнечный» свет, хотя ясно, что это всего лишь софит. Весь накрученный психологизм оказался слишком очевиден, чтобы быть глубоким, даже на уровне хореографии. Изображая душевные муки, артисты закрывают ладонью глаза, обхватывают голову руками, льнут друг к другу, катаются по полу в отчаянии или, наоборот, пытаются взлететь в высоком прыжке, что, конечно, невозможно под тяжким бременем бытия.
Не обошлось без заимствований и в работе Джастина Пека Paz de la Jolla. Сюжет прост и биографичен: и без того молодой хореограф (Пеку всего 31) обратился к собственным воспоминаниям о веселой юности на пляже Калифорнии. На сцене влюбленная пара (Харрисон Джеймс и похожая на Грейс Келли блондинка в струящемся платье Ханна Фишер) и группа друзей в ярких купальных костюмах наслаждаются своей молодостью, отраженной в ажурной хореографии соло и дуэтов с резвыми подскоками, высокими поддержками и романтичными позами под симфонию Богуслава Мартину. Если не знать, что Paz de la Jolla был создан Пеком в 2015 году, вполне можно принять его за восстановление работы Баланчина.

Paz de la Jolla Джастина Пека
Фото — соцсети фестиваля Context. Diana Vishneva
Однако, сложно назвать это недостатком спектакля: труппа вполне искренне предается мечтательной радости в этой милой зарисовке, в особенности после давящей тоски, тянущейся за предыдущим балетом.

Так или иначе, приезд Национального балета Канады в Москву (а затем и в Санкт-Петербург) стал настоящим событием, тем самым эксклюзивом, который ждали не меньше, чем выступление именитой и знакомой русскому зрителю израильской труппы Batsheva, которая закрыла фестиваль Context. Diana Vishneva. Для большинства тройчатка Пайт-Пек-Коте стала глотком свежего североамериканского воздуха, прилетевшего из далеких краев, где балет, как оказалось, не уступает исторически сильному русскому.
Made on
Tilda