Beach birds+Biped
Одним из первых спектаклей, показанных на Биеннале танца, было посвящение американскому хореографу Мерсу Каннингему.
Национальный центр современного танца (CNDC) выбрал две работы для этого вечера. О том, почему французы хорошо разбираются в американском современном танце, рассказывает Вита Хлопова.

Фото — Charlotte Audureau
Труппа Мерса Каннингема распалась в 2012 году, два года после его смерти. Такое было его желание: после окончания мирового двухлетнего прощального турне (они даже и к нам заезжали) труппу распустили, оставив только Merce Cunningham Trust, который и занимается наследием великого американца.
Франция имеет длительные отношения с творчеством Каннингема: с начала 60-х его труппа постоянно приезжала на различные фестивали или по личному приглашению танцевальных легендарных активистов Дюпюи. По воспоминаниям, гастроли не всегда проходили успешно, а точнее — практически никогда. Но все же с каждым годом у него прибавлялось преданных поклонников и последователей. В 1980 году во французском городе Анжере открывается Национальный центр современной хореографии (тогда им руководил один из самых талантливых американских хореографов 20 века Элвин Николай) — в принципе, это было первое место, где официально можно было получить образование в сфере непонятного тогда современного танца. Такой профессии в реестре-то не существовало, но в CNDC уже преподавались разные техники. Они-то и были первыми, кто приглашал Каннингема на мастер-классы, поэтому если кто и имеет право на передачу его наследия в этой стране, то это именно CNDC. С 2013 года центром руководит американец Роберт Свинстон, который и сам когда-то танцевал у Каннигема, но что более важно — он не только преподавал по миру его технику, но и руководил некоторое время фондом Каннингема, и был его ассистентом. У Свинстона есть все возможные легальные права на обращение с работами Каннингема, чем он безусловно и пользуется. Артисты CNDC много лет живут в этой технике, видно, что это не балетная труппа, за пару недель попытавшаяся изучить иной метод движения.

Beach birds
Фото — Charlotte Audureau
В 2019 году танцевальный мир будет праздновать 100-летие со дня рождения Мерса Каннингема, но и сейчас, когда, казалось бы, его работы можно уже записать в учебники по истории современного танца, его хореография воспринимается неоднозначно. У него нет в произведениях начала или конца, создается такое впечатление, что мы подсматриваем за каким-то непрерывным творчеством: поднимается занавес в Beach birds, и мы видим стоящих в разном направлении артистов, медленно, едва заметно, покачивающих бедрами. Их комбенизоны поделены на два цвета: от груди до самого низа леотард белого цвета, и только самых верх, окутывающий даже пальцы рук — полностью черный. Нет сомнения, что мы видим птиц. Их движения хаотичны, направления их перемещений неуловимы. Звук то ли ветра, то ли перекатывающихся песчинок перемежается со звуками пианино: над музыкой тут работал Джон Кейдж. На сцене насчитываешь то 6, то 8 артистов, но в программке читаешь, что их было 11: это так по-каннингемски, конечно, жонглировать артистами, не выпуская их всех одновременно на сцену. Танец может существовать и за кулисами. Если мы с вами его не видим, это же не значит, что он не существует.
Каннингем вырос из труппы и техники Марты Грэм, которую, конечно же, по всем законам жанра, он ненавидел (технику, не Марту). Но Грэм в нем больше, чем он бы хотел: статичные позы, паузы и фиксации, контракшн в аттитюдах вперед — все это подсознательно или сознательно существует в Beach birds. Кажется, что движения его разбиты на атомы: каждое исполняется в четкой последовательности, но без соединительного материала. Нет кантилены, нет перепевок, но при этом видно, что-то, что он там напридумал, исполнить нечеловечески трудно. Тройной тур андедан в аттитюд без форса, и так — три раза подряд. Или его любимые большие прыжки, заканчивающиеся не в плие, как удобно коленям, а на прямые практически ноги. (Сам-то Каннингем обладал невероятным баллоном, все прыжки были для него простецким движением, и видно, что прыжковые части он часто ставил с расчетом на себя).

Каролин Браун и Мерс Каннингем в «Сюите для пятерых»
© GEORGES GLASBERG 1964
Вообще, может, эти «Пляжные птицы», в итоге были издевкой над главным балетным тотемным балетом — «Лебединое озеро»? Там озеро лебедей, тут море чаек. И то, и то — классика.
Что удобное у Каннингема — так это полная зрительская свобода. Ты можешь смотреть не на того, кого тебе пихают в центре, а на того, на ком именно сейчас зацепился взгляд. Артисты, как песчинки на пляже, разбегаются в разные стороны, иногда хаотично переплетаясь в дуэтах, трио или группах. Они не демонстрируют нам по очереди свои лучшие стороны, а живут каждый в своем ритме и парадигме. За кем наблюдать — это полностью личный выбор каждого. Каннингем говорил, что в этой работе он думал о таком явлении 20 века, как zapping: вы не можете определиться с каналом на телевизоре, постоянно переключая их, не успев даже вникнуть в суть. Так и в Beach birds: все время происходит какая-то смена сцен, и даже занавес закрывается при движении артистов, как будто бы они дальше продолжат танцевать, только уже без нашего внимания.
Каннингем одним из первых заинтересовался компьютерными технологиями, и уже в конце жизни довольно часто использовал программу DanceForms, которая сама создавала движения. Вторая работа вечера — Biped — создана именно так: компьютер создавал движения, которые впоследствии были перенесены на артистов. На авансцене мы можем заметить тончайший прозрачный занавес, на который на протяжении всей работы будут проецироваться различные танцевальные фигуры, точки и линии.
Внимание переносится то на артистов, хаотично разбросанных по сцене, то на танцующих фигур из шариков и линий, всплывающих на переднем плане. Занавес опускается, когда артисты не прекращают танцевать. Нет точки, нет финала, как не было и начала: мы просто подсмотрели на 30 минут за тем, как выглядит танец в концепции Каннингема.
CDNC много гастролирует с постановками Каннингема, поэтому для того, чтобы ознакомиться с самым известным репертуаром этого хореографа, можно к просмотрам старых видео добавить походы в театр.
Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку
Только лучшие материалы месяца
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda